Юлия Шатилова
Изменение деятельности учителя по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Урок должен включать следующие шесть основных этапов:
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить узнать научиться»);
Публикация «Изменение деятельности учителя по ФГОС» размещена в разделах
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока. Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей :
по поиску и обработке информации;
обобщению способов действия;
постановке учебной задачи и т. д.
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните, сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод, выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс. Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета.
Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся. Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).
Результаты обучения Предметные результаты.
Нет портфолио обучающегося Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные.
Создание портфолио.
Основная оценка Оценка учителя.
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ. Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки.
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.
Деятельность учителя по формированию УУД
-организует;
-инструктирует;
-инспектирует;
-помогает урегулировать конфликт;
-советует, помогает;
-принимает участие в работе групп;
-распределяет роли (кто какую роль выполняет, кто руководит, кто оформляет).
Урок математики 2 класс.
Тема: "Периметр многоугольника"
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить узнать научиться»);
- Реши примеры и расставь буквы в порядке увеличения чисел.
-Какое слово получилось? (периметр)
- О чём будем говорить?
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
-Что обозначает это слово? (ответы детей)
-Хотите узнать? Что для этого нужно?
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
-Что вы видите? (геометрические фигуры)
- Назовите эти фигуры одним словом (ломаные)
- По каким признакам можно разделить эти ломаные? (по цвету; замкнутые; не замкнутые; по количеству звеньев)
- (убираем не замкнутые ломаные) Какие фигуры остались? Назовите одним словом. (многоугольники)
-Т. е. многоугольники -это многоугольники.
- Как найти длину ломаной? (сложить все звенья)
- Найдём длину данной ломаной. (2+2+3+3+5= 15 см)
- Мы нашли периметр.
Сделаем вывод: Периметр -это.
-Когда складываем что находим? (сумму)
числа что обозначают (длины сторон)
какой фигуры (многоугольника)
Составим алгоритм нахождения периметра многоугольника:
взаимопроверка, взаимоконтроль;
- работа по карточкам (парами)
- работа по учебнику
- работа в тетради. Взаимопроверка.
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Какая была цель, что нужно было получить в результате?
Удалось получить результат?
Справился полностью или были затруднения (в чём?
Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём?
Какую сам выставляешь себе отметку?