Лариса Ашихмина
Доклад из опыта работы «Развитие познавательного интереса через исследовательскую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Об этом нам указывают документы, такие как «Профессиональный стандарт» и «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Публикация «Доклад из опыта работы „Развитие познавательного интереса через исследовательскую деятельность“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» разработан с учетом принципа : -реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, познавательной и исследовательской деятельности,.
Так же прописаны 5 областей развития и обучения детей, одно из которых познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, наблюдательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. и т. д.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является познавательно-исследовательская деятельность.
Я работаю в группе с детьми с нарушением речи. Наблюдения за детьми показали, что у них слабо развит познавательный интерес.
Слайд № 1 Для обеспечения системы работы по данному направлению я выбрала тему по самообразованию:
«Развитие познавательного интереса детей через познавательно-исследовательскую деятельность».
Слайд № 2
Цель.
Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования.
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
Задачи.
Создать необходимые условия для поддержки и развития в ребенке интереса к исследованиям, открытиям,
Расширять представление детей о свойствах окружающего мира.
Знакомить с различными свойствами предметов.
Учить детей делать выводы на основе опытов.
Участвовать в посильной практической деятельности.
Слайд №3 Свою работу по данному проекту я начала с подборки методической и детской литературы, которую я покажу позже.
Слайд № 4 Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Слайд № 5 «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это китайское изречение надо помнить, потому что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практике моей работы с дошкольниками.
Слайд № 6
Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребё нок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.
Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач - создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.
В нашей группе сформирован уголок экспериментирования.
приборы-помощники: лупы, песочные часы, магниты;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;
красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
Слайд№ 7 Различные коллекции, создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности.
Слайд № 8 Подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания. картотека опытов, конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности
Слайд № 9 Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются: -опыты. эксперименты
Слайд №10 А у нас в саду дела - эксперименты снова,
Сам волшебник никогда не творил такого!
То растопим снег и лёд, то смешаем краски.
Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке!
Эксперименты провожу в совместной деятельности с детьми и в режимных моментах Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.
Поэтому, использую в работе все существующие разновидности экспериментов:
-случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;
-плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);
-эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка)
Для поддержания интереса экспериментирования практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя.
Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи новым исследователям.
Слайд №11 - Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей.
Считаю, что многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. Заметила, что целенаправленная работа по развитию познавательного. интересов меняет характер вопросов у многих детей, от простого "Что это?", в вопросу "Как это происходит? " не к 5=6 годам, а даже раньше.
Слайд№ 12 Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.
Слайд№ 13 Наличие у детей трудовых навыков создает благоприятные условия для экспериментирования.
Слайд № 14 Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
Сделали подборку познавательных мультфильмов. Сейчас предлагают свои услуги научные шоу. Это является очень хорошим подспорьем в развитии познавательной. активности.
проектная деятельность.
На практике я убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
Слайд № 15 Своим опытом работы делюсь со своими коллегами на методических объединениях, педсоветах. Участвовала в мастер-классе по развитию познавательных интересов.
Тема моего мастер -класса «Экспериментирование с молоком». Заняла призовое место
Слайд№16 Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проводятся родительские собрания (тематика) ,
-оформляется серия наглядной информации для родителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
-издается общесадовский журнал «Светлячок», в котором есть рубрика «Это интересно….»;
-привлечение к работе над проектом.
В этом году реализован проект «Мальчишки и девчонки, а так же их родители….» Была выпущена «Кулинарная книга» и альбом
«Я как мама, я как папа»
В результате совместной работы воспитатели и родители стали единомышленниками в решении поставленных задач развития детей. Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения.
Слайд№17 Промежуточные результаты
-Ребёнок самостоятельно и целенаправленно использует материал, находящийся в исследовательском центре (весы, лупа, микроскоп, песок, камни);
- Выполняет инструкции педагога;
Использует схемы для проведения самостоятельных опытов
Отражает опыт и впечатления в художественно – творческой деятельности;
Осознаёт и доказывает необходимость бережного отношения к природе
Слайд №18 Литература
Слайд № 19 Спасибо за внимание!
В заключении.
Считаю, что единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.