Толстоухова
«Человек на родной земле. Ознакомление дошкольников с историей родного края» (из опыта работы)
Доклад из опыта работы "Человек на родной земле"
Рукотворные чудеса
Любовь к Родине, родной земле, природе, как важная духовная ценность начинает формироваться в сознании ребёнка именно в период дошкольного детства.
Педагоги и родители помогают открывать Родину маленькому гражданину, показывая ему уникальность родного края, объясняя ему в доходчивых словах и ярких фактах.
Публикация «„Человек на родной земле, Ознакомление дошкольников с историей родного края“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Чтобы ориентироваться в большом, ярком, многоголосом, многоцветном и сложном мире взрослых, мне было необходимо заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о родном крае. На своих занятиях я помогаю ребёнку разглядеть и полюбить прекрасный мир родной природы, пробудить любовь ребёнка к Родине, научить бережно относиться к окружающему миру; растениям, животным, воде, земле, воздуху, к людям; знакомлю с историческим прошлым и культурой родного края.
Для работы была создана специальная развивающая предметно- пространственная среда, учитывающая интересы и потребности старшего дошкольника. Пособия, (иллюстрации; предметы русского быта; детали народной одежды; специальные картины, схемы, таблицы; репродукции картин земляка-художника; презентации и видеофильмы).
Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, поэтому лучше создавать различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в ту атмосферу, о которой будет рассказано.
На экскурсиях дети знакомятся с историей своего села, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми, прославившими свою малую Родину - Наровчат. Внимание детей старшего дошкольного возраста привлекают объекты, которые расположены на ближайших улицах: школа, церковь, аптека, больница, памятники, музеи.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Я побуждаю детей чувствовать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле и внесшего значительный вклад на благо своей малой Родины. Очень важно привить ребёнку именно общие человеческие ценности, это и есть одна из главных составляющих в воспитании маленького гражданина.
На занятиях знакомлю ребят с творчеством, выдающихся, известных людей родного края. На экскурсиях в «Музей-заповедник» с. Наровчат, дети не только знакомятся с историей своего края, но и входят в многообразный мир талантливых композиторов и художников наших земляков.
Рассматривая репродукции картин художника П. С. Аниськина (уроженца села Азарапино Наровчатского района Пензенской области, от которых веет теплом и радостью жизни: «Первая зелень», «Май», «Вечерняя песня», «Над народными просторами», «Озимые», «Вечер в августе», «Зимние кружева», «Осенний мотив», «Троице-Сканов монастырь», «Начало мая», дети влюбляются в свой край, родную природу. Наблюдения показывают, как разнообразны чувства детей по отношению к произведениям художника. Познание народного искусства побуждает их к творчеству.
На занятиях изобразительного искусства дошкольники, подражая знаменитому художнику-земляку рисуют природу, любимые родные места. Изобразительная деятельность приносит много радости детям, побуждая находить красивое в окружающем мире.
Одним из важных педагогических условий привития художественного вкуса дошкольнику является активное включение родителей в эту деятельность: участие родителей в выставках рисунков, проведение совместных прогулок и экскурсий. Каждый родитель получает возможность знать, видеть, и участвовать в процессе воспитания через совместное проведение мероприятий.
С удовольствием дети участвуют в конкурсах юного художника, проводимого детской районной библиотекой, где на выставке оживают рукотворные чудеса дошколят. Дети, видя свой плодотворный результат, представляют себя маленькими художниками родной земли.
Воспитанный на любви к Родине, её многообразии и красоте, человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился. Важно своевременно научить их любить и беречь то, что создано и воспето старшим поколением.
Таким образом, ознакомление дошкольников с историей родного края-важная и актуальная педагогическая проблема. Через неё идёт развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.