Баранова Галина Александровна
Обзор исследований по теме «Игра» с древних времён до последней четверти 20 века
▼ Скачать + Заказать документы
Игра с древности до нашего времени
Изначально слово игра толковали :
Древние греки : слово "игра" означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется "предаваться ребячеству".
Евреи: слову "игра" соответствовало понятие о шутке и смехе.
Римляне: слову "игра" соответствовало понятие о шутке и смехе.
По-санскритски: «кляда» означало игру, радость.
Публикация «Обзор исследований по теме „Игра“ с древних времён до последней четверти 20 века» размещена в разделах
Впоследствии на всех европейских языках словом "игра" стали обозначать обширный круг действий — с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой — доставляющих людям веселье и удовольствие.
В своё время видный голландский биолог и психолог Ф. Бойтендайк (F. Buytendijk, 1933) также даёт этимологический анализ слова «игра» и пытается вывести характерные признаки процессов, обозначаемых этим словом. Он впервые пытается понять, как воспринимают игру сами дети, с которыми и отождествлялось это понятие с самой древности. «Ребёнок особенно хорошо различает, что есть игра, и что не заслуживает этого названия».
Далее – теория «избытка сил Ф. Шиллера».
Шиллер считает, что игра есть наслаждение от действий, не вынужденных внешними событиями. Избыток сил, свободных от внешних потребностей, является лишь условием возникновения эстетического наслаждения, которое и доставляется игрой. Т. е. избыток сил, уходящий на свободные действия – игра.
Для Спенсера различие между игрой и эстетической деятельностью заключается лишь в том, что в игре находят выражение низшие способности, в то время как в эстетической деятельности — высшие.
Ближе всего к пониманию возникновения игры подошел В. Вундт. Однако и он склонен считать источником игры наслаждение (как и Шиллер). В. Вундт указывает и на возможность отделения способов действий от предмета труда и тех конкретных предметно-материальных условий, в которых протекает труд. Эти мысли В. Вундта имеют принципиальное значение. Если Г. Спенсер, рассматривая игру, включал и игру человека в биологический аспект, то Вундт включает ее в аспект социально-исторический.
В. Всеволодский-Гернгросс дал такое определение игре: «Игрой мы называем разновидность общественной практики, состоящую в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части вне его реальной практической установки: социальная значимость игры в ее тренирующей на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей».
В фундаментальной работе Ж. Пиаже (J. Piaget, 1945, посвященной формированию
символа у ребенка, развернутая форма ролевой игры не подвергается исследованию. Это, видимо, объясняется тем, что Ж. Пиаже интересовала не столько сама игра, сколько возникновение символической мысли у
ребенка.
Игра с древности до нашего времени
Изначально слово игра толковали :
Древние греки : слово "игра" означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется "предаваться ребячеству".
Евреи: слову "игра" соответствовало понятие о шутке и смехе.
Римляне: слову "игра" соответствовало понятие о шутке и смехе.
По-санскритски: «кляда» означало игру, радость.
Впоследствии на всех европейских языках словом "игра" стали обозначать обширный круг действий — с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой — доставляющих людям веселье и удовольствие.
В своё время видный голландский биолог и психолог Ф. Бойтендайк (F. Buytendijk, 1933) также даёт этимологический анализ слова «игра» и пытается вывести характерные признаки процессов, обозначаемых этим словом. Он впервые пытается понять, как воспринимают игру сами дети, с которыми и отождествлялось это понятие с самой древности. «Ребёнок особенно хорошо различает, что есть игра, и что не заслуживает этого названия».
Далее – теория «избытка сил Ф. Шиллера».
Шиллер считает, что игра есть наслаждение от действий, не вынужденных внешними событиями. Избыток сил, свободных от внешних потребностей, является лишь условием возникновения эстетического наслаждения, которое и доставляется игрой. Т. е. избыток сил, уходящий на свободные действия – игра.
Для Спенсера различие между игрой и эстетической деятельностью заключается лишь в том, что в игре находят выражение низшие способности, в то время как в эстетической деятельности — высшие.
Ближе всего к пониманию возникновения игры подошел В. Вундт. Однако и он склонен считать источником игры наслаждение (как и Шиллер). В. Вундт указывает и на возможность отделения способов действий от предмета труда и тех конкретных предметно-материальных условий, в которых протекает труд. Эти мысли В. Вундта имеют принципиальное значение. Если Г. Спенсер, рассматривая игру, включал и игру человека в биологический аспект, то Вундт включает ее в аспект социально-исторический.
В. Всеволодский-Гернгросс дал такое определение игре: «Игрой мы называем разновидность общественной практики, состоящую в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части вне его реальной практической установки: социальная значимость игры в ее тренирующей на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей».
В фундаментальной работе Ж. Пиаже (J. Piaget, 1945, посвященной формированию
символа у ребенка, развернутая форма ролевой игры не подвергается исследованию. Это, видимо, объясняется тем, что Ж. Пиаже интересовала не столько сама игра, сколько возникновение символической мысли у
ребенка.
В 1976 г. опубликована большая хрестоматия по игре, составленная Дж. Брунером и его сотрудниками. Совсем мало посвящено исследованиям игр с правилами и исследованиям развернутой формы ролевой игры, в этом числе статья Л. С. Выготского «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка», специально посвященная ролевой игре.
Почти все исследователи, занимавшиеся описанием игр детей дошкольного возраста, повторяют в разной форме мысль Дж. Селли о том, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-нибудь роли.
В 1976 г. опубликована большая хрестоматия по игре, составленная Дж. Брунером и его сотрудниками. Совсем мало посвящено исследованиям игр с правилами и исследованиям развернутой формы ролевой игры, в этом числе статья Л. С. Выготского «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка», специально посвященная ролевой игре.
Почти все исследователи, занимавшиеся описанием игр детей дошкольного возраста, повторяют в разной форме мысль Дж. Селли о том, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-нибудь роли.