Негодяева Галина
Духовно-нравственное воспитание как основа формирования личности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Дошкольное детство один из важных периодов жизни ребенка. В этот период
формируются основные представления о добре и зле,об окружающем мире, о
семейном укладе и родной земле. Это эмоциональный и восприимчимый
период,когда «сердца открыты для добродетели» .
Для детей дошкольного возраста в процессе духовно – нравственного
воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье: отец,
мать, сестры, братья и т. д. ; прививаются навыки доброжелательного отношения
Публикация «Духовно-нравственное воспитание как основа формирования личности дошкольников» размещена в разделах
со сверстниками, даются представления о непосредственном и далёком
окружении (дом, улица, село или город и т. д.)
2
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ. Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные
ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств,
мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом;
готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. Наша
обязанность – учить ребенка и мыслить, и чувствовать, и действовать по
законам добрых человеческих отношений.
В нашем дс традиция помогать ближним существует уже много лет и самые
близкие нам это малыши ясельных групп которые нуждаются в помощи
взрослых и старших дошкольников именно поэтому мы запустили волонтерский
проект «Доброе сердечко».Что делает волонтерский отряд дс? Участвует в
различных акциях, устраивает дни помощи. Совсем недавно проходила
всероссийская акция «Добрая суббота» где дети ст. группы активно
учавствовали в проекте «Неделя добра». Всю неделю дети творили добрые дела
,изготовили печенье для пернатых,повесили кормушки которые смастерили
своими руками. Дети ст. группы посетили малышей подарили книжки,игрушки.
Умение делать подарки –это труд,это воспитание сердца. Мы,как и все,дарим
подарки к праздникам: Ко Дню Защитника Отечетсва, Международному
женскому дню. (фото)
Одной очень важной традицией нашего дс является поздравление ветеранов
ВОВ во время митинга, посвященного Дню Победы. Дети с гордостью
чевствуют ветеранов и благодарят за счастливое детство и мирное небо над
головой (фото)
Надо объяснять детям,что милосердие-это не слабость, а сила, что волонтеры –
это сильные люди способные прийти на помощь.
Приобщение дошкольников к народной культуре к народным
православным праздникам и традициям.
Православные и народные праздники это часть духовного наследия народа и
работать по данной проблеме мы начали давно. Народные православные
праздники дают возможность объединить детей и взрослых общей целью,снять
некоторые внутренние конфликты,дать почувствовать радость общения,радость
совместного творчества,так как смысл проведения праздников изменился для
нас поэтому в своей практике мы широко используем проектный метод, например проект «Мир глазами детей». Целью которого является воспитание
духовно-нравственных качеств личности ребенка основанных на традициях
русских народных и православных праздниках.
Развить интересы к русской национальной культуре, обычаям, к народным
играм, воспитание бережного отношения к окр миру к всему живому. Знакомим
детей с содержанием календарных праздников(«Коляда», «Масляница»,
«Осенины»)мы пытаемся привить интерес к возраждению этих праздников и
вызываем потребность самим учавствовать в этих праздниках.
Духовно-нравственное воспитание не принесет ожидаемой пользы,если
родители не будут стараться поддерживать в детях,те добрые правила жизни
которые оставили наши предки. Проводим с родителями тематические акции
«Покормите птиц зимой», «Чистое село» ,формируем у детей чувство
ответственности,щедрости и заботы,любви. В нашем ДОУ существует
преемственность дс и школы,дети с удовольствием посещают школьный
краеведческий музей, на базе музея проводятся занятия и экскурсии
В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими
корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не
воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе
одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек
должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
Анализ литературных данных показывает, что основные условия воспитания
правильных взаимоотношений дошкольников с окружающими следующие: -
создание эмоционально-положительного климата в группе; - развитие у
дошкольников умения сдерживать свои желания; - целенаправленная
организация педагогических ситуаций, которые позволяли бы детям проявлять
добрые чувства к окружающим. Взрослые должны помочь ребенку понять
важность даже самых крохотных добрых дел. Хотя этические беседы с
дошкольниками - не единственное средство при формировании у них правил
культурного поведения, тем не менее, велика их роль в развитии у детей
представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Хорошо известны
художественные произведения на эту тему: А. Барто - «Вовка - добрая душа», С.
Михалков - «Дядя Степа», В. Катаев - «Цветик-семицветик», Е. Пермяк -
«Самое страшное» и многие другие. Воспитатель должен уметь предвидеть
ситуацию и правильно ею распорядится. Например. Завтра в группу придет
новый мальчик. Обсудить с детьми, как его встретить: «Вспомните свой первый
день в детском саду. Хотелось ли вам расставаться с мамой? Как вы себя
чувствовали? Какое внимание мы можем оказать новому мальчику? Что ему
показать? Какие игрушки предложить?» Дети живо откликались на эти вопросы.
В воспитании милосердия большая роль отводится художественной литературе.
Часто герои рассказов и сказок переживают из-за того, что причинили кому-то
вред; они мучаются, пока не искупят свою вину. Сказка «Кукушка» рассказывает о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих
черствых, недобрых сыновей. Все ребята поняли вину сыновей и осудили их.
Отношение к близким мы пыталась раскрыть с помощью таких произведений,
как «Трудный вечер» Н. Артюховой, «Посидим в тишине» Е. Благининой,
«Вовка - добрая душа» А. Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо» В.
Маяковского. Большую пользу приносит сказка В. Катаева «Цветик -
семицветик». Она учит детей состраданию, заботе о людях. Ведь девочка из
сказки самое большое удовлетворение получила тогда, когда исцелила
безнадежно больного мальчика. Значит, делая добро другому, и сам
становишься счастливее. В беседах с детьми можно использовать пословицы и
поговорки, например: - Конечно, путник плох незрячий. Но бессердечный плох
тем паче. - Ласково слово - что весенний день. - И у курицы сердце есть. -
Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок. -Доброе слово лучше
мягкого пирога. -Любить друга - любить себя. В пословицах и поговорках –
кладезь народной мудрости, естественным образом воспитывающей в духе
доброты и милосердия.
Главная деятельность детей в детском саду - игра. Именно в этой деятельности
у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Ведь
подлинная доброта заключается не в добрых намерениях, а в добрых поступках.
Отметим, прежде всего, игры-занятия, которые проводят в младших группах.
Воспитатель берет на себя какую-нибудь роль и направляет сюжет игры.
Многие дидактические игры («Построим кукле комнату», «Купание куклы» и
другие) учат детей проявлять внимание, заботу, добросердечность. В старших
группах целесообразно проводить дидактические игры, в которых ребята учатся
принимать гостей. Их можно учить красиво накрывать на стол, готовить
несложный, но вкусный салат, пирог, печенье. В нашем детском саду тематика
сюжетно-ролевых игр разнообразна: «Космонавты», «Моряки», «Стройка»,
«Дом», «Больница», «Поликлиника». Эти игры позволяют педагогу создавать
такие ситуации, в которых дети учатся приходить на помощь, проявлять
внимание, милосердие, преодолевать трудности. Малыши очень любят играть в
дочки - матери. В этой игре проявляется отношение матери к ребенку,
отношения между членами семьи. Такие игры способствуют формированию у
детей глубоко нравственных чувств. Чтобы вызвать еще больший интерес к
куклам, можно провести ряд дидактических игр: «Машенька проснулась»,
«Искупаем Аленку», «Уложим куклу спать» и т. д. С большим интересом
прошла игра «Разбудим куклу». В этой игре уделялось внимание воспитанию у
детей таких чувств, как нежность, заботливость. Игры с куклами требуют от
детей заботы об уюте и порядке в кукольном уголке, опрятности самих кукол.
Чем разнообразнее игры, тем стабильнее результат. Практика показывает, что
дети с большим удовольствием, интересом, выдумкой сочиняют рассказы,
сказки о жизни домашних и диких животных. Изображают их в играх-
драматизациях, разыгрывают сцены и простые сюжеты, подражая их повадкам.
Некоторые родители рассматривают доброту узко, а порой утилитарно: если
малыш угостил конфетой или поделился игрушкой, они говорят: «добрый».
Можно ли этим ограничивать понятие доброты? Для родителей мы изготовили папку-передвижку «Покормите птиц зимой. Мы организовали консультации для
родителей «Посеять в детских душах доброту»; выпустили памятку для
родителей «Посеять в душах доброту», папку- раскладушку «Секреты
воспитания вежливого ребёнка» разъяснили, что атмосфера дружелюбия,
искренности, внимания в семье является залогом успешного воспитания
ребенка. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - в
природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом - это те
ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Взаимодействие человека с природой – уникальная возможность воспитания
доброты и милосердия, основ нравственности.
В процессе экологического воспитания нами использовались многие виды
деятельности: - сюжетно - ролевая игра, отражающая различные события в
природе или природосозидающую деятельность взрослых; - практическая
деятельность, а также деятельность по восстановлению предметов (починка
игрушек, книг); - детское творчество на основе впечатлений от природы или
деятельности людей в природе; - непосредственное общение с природой,
контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная
деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование; -
экспериментирование - практическая познавательная деятельность с объектами
природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями; - речевая
деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге) - обмен
информацией и впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью
слова; - наблюдение - самостоятельная познавательная деятельность,
обеспечивающая получение информации о природе и деятельности людей в
природе; - просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания -
деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся
представлений о природе. Наблюдение за самостоятельной деятельностью
детей, анализ ее содержания позволяет воспитателю обнаружить их
индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.
Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое
воспитание со всем процессом развития личности дошкольника. Знания,
полученные путем собственных наблюдений и экспериментов, помогают детям
лучше осознать, в каких сложных условиях приходится существовать животным
и растениям зимой, как они нуждаются в помощи человека. В этом важнейшая
эмпирическая основа воспитания доброты и милосердия через природу.
Экологическое воспитание не может рассматриваться как самостоятельный
изолированный вид деятельности. Оно является тем фокусом, в котором
сходятся все виды деятельности и все виды воспитания.