Горбунова Валентина Михайловна
Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад для родительского собрания на тему : «Здоровье детей в наших руках»
Прежде чем мы начнем говорить о составляющих здоровья, я хочу рассказать вам одну притчу.
«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?
Публикация «Родительское собрание „Здоровье детей в наших руках“» размещена в разделах
Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано в каждом из нас и в каждом ребёнке.
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Так что же такое «здоровье»? Приведу одно, наверное, самое широкое понятие.
Здоровье — это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоничное развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50— 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 — 25% - от окружающей среды, на 16— 20% - от наследственности и на 10 — 15% - от уровня развития здравоохранения в стране.
Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого и от ближайшего окружения.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт (по данным учителей начальных классов). Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Надо помнить, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.
Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата.
Сейчас хочу немного рассказать о том, что рекомендуют «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН) в данном направлении и чего мы должны строго придерживаться.
- Физическое воспитание детей в ДОУ направлено на улучшение здоровья, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
- Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются с учетом здоровья, возраста детей и времени года.
- Педагоги используют такие формы двигательной деятельности, как: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику и др.
- Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, т. е. проветривание, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой, воздушные и солнечные процедуры, утренний прием на свежем воздухе в теплое время года, ходьба босиком в спальне до и после сна; контрастные воздушные ванны (перебежки); солнечные ванны (в летнее время); обширное умывание; мытье рук до локтя прохладной водой. - Закаливание детей природными факторами (солнце, воздух и вода) используется дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом материальной базы детского сада, контроля со стороны медицинской сестры. - Немаловажное значение в оздоровлении детей имеет режим дня. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5 - 6 часов, после чего дети должны отдыхать. - Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 часа. Продолжительность прогулки определяется климатическими условиями. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка должна проводится с детьми 2 раза в день: в первую половину и во вторую половину дня. Это требования СанПиН.
А сейчас немножко отдохнем и поиграем.
Нужно закончить пословицы о здоровье Чистота – (залог здоровья) Здоровье дороже - (золота) Чисто жить – (здоровым быть) Здоровье в порядке – (спасибо зарядке) Если хочешь быть здоров – (закаляйся) В здоровом теле – (здоровый дух) Здоровье за деньги - (не купишь) Береги платье с нову, (а здоровье - смолоду) Будет здоровье – (будет все).
Таким образом, чтобы наши дети были здоровы, необходимо единство требований детского сада и семьи в соблюдении режима дня, режима двигательной активности, проведении прогулок. Всем нам необходимо научить ребенка безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность к здоровому образу жизни.
Спасибо за внимание!