Татьяна Андреева
Дошкольник в мире информационной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Наше время – это век информации. Для ее получения достаточно средств: книги, газеты, журналы, интернет, телевидение и радио. Ежедневно на взрослых и детей обрушивается огромный поток информации. Ребенок живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, его культуру.
Информационная культура готовит человека к жизни в информационном обществе, в котором необходимо уметь производить и использовать информацию, оценивать ее, дифференцировать и выделять главное.
Публикация «Дошкольник в мире информационной культуры» размещена в разделах
Термин «информационная культура» - несет в себе способность преодоления информационных барьеров и свободно ориентироваться в информационной среде. Это совокупность знаний, умений, правил и навыков, позволяющих находить и использовать информацию независимо от места ее нахождения.
Основным источником информации для дошкольников являются : книги, наблюдения,компьютер, развивающие и обучающие игры, логические игры. Игры-забавы, игры-эксперименты, межличностное общение.
Государственные требования раскрывают интегративные качества личности ребенка, которые он должен приобрести в период дошкольного детства. В каждом из них присутствуют элементы информационной культуры :
-любознательный, активный - интересуется новым, неизвестным, задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками - адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
-способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения - способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели и т. п.
Компонентами информационной культуры выделяют :
·1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки; рассказ сверстника, взрослого, телевидение, видеофильмы и т. д.)
·2. Умение делать выводы из полученной информации.
·3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.
·4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.
·5. Умение получать информацию, используя некоторые источники.
·6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
Важно показать как грамотно и безопасно использовать современные инструменты, и какие дополнительные возможности они дают для творчества. В процессе работы у ребенка будут развиваться такие умения и навыки, которые необходимы любому современному человеку.