Раиса Филиппова
Развитие и формирование функциональной грамотности учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические чтения
Доклад:
«Развитие и формирование функциональной грамотности учащихся : от теории к практике»
ТЕМА:
«Формирование социально-коммуникативной грамотности детей среднего дошкольного возраста посредством создания условий для психологического комфорта и положительной эмоциональности воспитанников
Введение
Актуальность:
Публикация «Развитие и формирование функциональной грамотности учащихся» размещена в разделах
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
Формирование функциональной грамотности входит в приоритетные задачи национального проекта «Образование», направленного на повышение качества и обеспечение конкурентноспособности российского образования.
ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию функциональной грамотности детей.
Авторский коллектив под руководством Н. Ф. Виноградовой определяет
дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО, который направлен на:
• формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
• формирование речевой активности дошкольников;
• формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
• формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
Работая в группе детей среднего возраста комбинированной направленности, из всех направлений, я бы хотела акцентировать внимание на последнем пункте. В возрасте 4-5 лет у детей зарождаются и активно развиваются основы социальной коммуникации, а так же опыт первых отношений с другими людьми, что становится фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.
Более того, тема развития социально-коммуникативных компетенций приобрела особенно актуальный характер, потому что группа была вновь сформирована в этом году. Дети были мало знакомы друг с другом и с воспитателями. Стресс от необходимости адаптации к новой среде, необходимость устанавливать новые социальные контакты, взаимодействовать с окружающими людьми выявил ряд проблем.
Вопрос приобщения ребёнка к социуму всегда был и остаётся одним из важнейших в процессе формирования личности ребёнка. Особенная ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей, в первую очередь, возлагается на семью и дошкольное учреждение.
Соответственно, возникла необходимость поиска путей решения проблемы.
Цель: Создание условий для психологического комфорта и положительной эмоциональности, формирования нравственных норм и ценностей, организация работы по развитию коммуникативной компетентности, как основы развития предпосылок функциональной грамотности.
Задачи:
- способствовать созданию атмосферы психологического комфорта и обстановки положительной эмоциональности для активной, творческой личности;
- обеспечить условия для развития произвольной саморегуляции двигательной активности, а также их психофизического, эмоционального состояния;
- организовать работу по развитию коммуникативной компетентности ребят, то есть умения договариваться, находить компромисс, учиться отстаивать свое мнение.
- создание зоны психологического комфорта, где дети самостоятельно оперировали дидактическими пособиями и материалами.
Концептуальная часть.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В соответствии с годовой задачей ДОУ по формированию моральных норм и нравственных качеств, мы решили организовать работу в данном направлении, делая упор на практическую составляющую, т. е. организацию развивающей предметно-пространственной среды.
Так возникла идея создания проекта «Учимся дружить».
Этапы проекта:
Подготовительный:
Определение цели и задач, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана;
Основной:
Совместное творчество, чтение художественной литературы беседы, инсценировки, педагогические ситуации, пословицы и поговорки о дружбе, разучивание стихотворений о дружбе, мирилок, пальчиковые игры, подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры.
Реализация проекта с родителями:
Консультации, памятки, привлечение к оснащению «Уголка хорошего настроения».
Заключительный:
Анализ выполненной работы, подведение итогов, обобщение и освещение опыта работы.
Тип проекта: социально-личностный, практико-ориентированный.
Ожидаемые результаты проекта:
- установление благоприятной психологической атмосферы;
- сплочение детского коллектива, проявление доброты, заботы, внимания, оказание взаимопомощи;
- овладение детьми социально одобряемыми способами поведения;
- пополнение группы идактическими пособиями и материалами по теме;
- получение родителями, детьми, воспитателями определенны знаний и умений по теме.
Продукты проекта:
- совместное творчество, игры;
- рекомендации для родителей;
- появление «Уголка хорошего настроения»;
- освещение опыта работы широкой аудитории.
Принципы развивающей предметно-пространственная среды:
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
4) Вариативность среды
5) Доступность среды предполагает свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Практическая часть
Так как вся работа педагогов ведется в тесном сотрудничестве с родителями, на подготовительном этапе проекта был проведен опрос на тему «Нужны ли ребенку друзья?».
В анкетировании принимали участие 11 семей.
1. Как вы считаете, нужны ли друзья ребенку дошкольного возраста? Да- 100%,
2. Вы знаете с кем дружит ваш ребенок в детском саду? Да – 100%
3. Есть ли друзья у вашего ребенка вне детского сада? Да – 100%
4. Как вы считаете, дружба влияет на развитие личности ребенка? Да – 100%
5. Есть ли у вас интересный опыт дружеских отношений с другими семьями, готовы ли вы поделиться им с другими родителями? Если да, то в какой форме? (рассказ, презентация, фотоальбом и т. д.)
Да – 36,4%(4 чел., Нет – 63,6 % (7 чел.) Поделиться своим опытом готовы только 18,2% (2 чел.).
6. Как родители могут повлиять на коммуникативное развитие ребенка?
45,4% (5 чел.) затруднились ответить, 27,3% (3 чел.) указали общение, 18,2% (2 чел.) – обучение, 9,1% (1 чел.) – общение со сверстниками в детском саду.
Опрос подтвердил, что тема является значимой. Родители интересуются воспитанием детей, но мало знают о том, что такое коммуникация и коммуникативное развитие.
В результате наблюдений основная масса детей проявляла нежелание и неумение устанавливать межличностные контакты, непринятие новых сверстников, нередко агрессивное поведение либо пассивность, совсем не было проявлений тактильного взаимодействия.
Проект предполагает комплекс методов и приемов для достижения поставленных задач (беседы, чтение художественной литературы, различного вида игры и т., но приоритетной задачей мы определили создание такой зоны психологического комфорта, где дети самостоятельно оперировали бы всеми теми дидактическими пособиями и материалами, с которыми познакомились в рамках проекта.
Так, в нашей группе был организован «Уголок хорошего настроения».
Уголок обычно называют так, чтобы малышам стало ясно его назначение.
Оформление уголка должно соответствовать принципам развивающей предметной пространственной среды, в соответствии с задачами создания такового.
Разнообразие материалов. Доступность. Соответствовать возрасту.
Безопасность.
Актуальность. Содержание уголка подбирается под те проблемы, с которыми сталкиваются малыши в группе;
Креативность. Оригинальные материалы, интересная комбинация элементов, наполнять его не только готовыми купленными стендами, плакатами и игрушками, но и материалами, изготовленными своими руками, руками родителей.
Многим воспитателям, наверно, знакома проблема нехватки пространства при организации уголков.
Наш уголок гармонично вписался в общее групповое пространство.
В уголке разместили мягкий диванчик. В нашем случае мы использовали для зонирования и размещения некоторых материалов ширму.
Материалы и их назначение:
Релаксация:
Фотоальбомы, мягкие игрушки;
Мягкий диванчик для чтения, просмотра фотографий.
Для развития способности распознавать собственные эмоции и эмоциональное состояние окружающих изготовили набор картинок (эмоджи). Дидактическое пособие использовалось в играх и упражнениях: «Угадай эмоцию», «Покажи эмоцию», «Четвертый лишний»», «детский сад» и т. д., а также для самостоятельных игр в уголке.
Обучение способам приемлемого выражения агрессии:
«Подушка-колотушка», «баночки-кричалочки»,
«Копилка плохого настроения» (плохие слова, поступки «складываем» в копилку/банку/).
«Агрессивный коврик» (колючий коврик, чтобы, положив на него руку, малыш почувствовал, как может быть неприятно от чьей-то злости).
Обучение самообладанию, приёмам регулировать своё настроение:
Аудиозаписи со звуками природы (шум моря, шорохи леса и т. д.) для отдыха.
Цветные клубочки для сматывания ниток и успокоения.
«Мешочки с настроением» (в «плохой» выдуваем плохое, из «хорошего» берём хорошее).
Эмоционально-развивающие игры для обучения навыку бесконфликтного общения:
«Коробка-мирилка» (поссорившиеся жмут руки, продев их в коробку с вырезанными отверстиями, «Подушечка примирения» с пришитыми к ней на резинке перчатками (дети садятся рядом и продевают по одной руке в перчатку, «Коврик примирения» (принцип тот же).
Игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, что такое плохо?».
«Доска настроений»
Обучение навыкам сотрудничества в коллективе:
Коммуникативные игры(«Обътия», «Ручеек», «Клубочек» и т. д.);
Сюжетно-ролевые игры; Подвижные игры; Игры-инсценировки
Воспитание эстетических чувств, возможность продемонстрировать своё настроение:
Выставка рисунков; Совместное творчество.
Для родителей были проведены консультации, оформлен информационный стенд по данной теме.
Проект задумывался нами как краткосрочный, однако работая над ним, мы решили оставить его в долгосрочной перспективе, т. к. уголок оказался действенным методом решения поставленных задач. В будущем, в старшем возрасте, область задач расширится, а значит, содержание уголка тоже нужно будет обновлять и расширять.
Подводя промежуточные результаты проекта, можно сказать, что ожидаемые результаты в целом подтвердились.
- По результатам наблюдений дети стали активнее включаться в общение и деятельность;
- Поведение детей соответствует основам моральных норм;
- Все участники проекта – дети, педагоги, родители – приобрели определенные знания;
- Появление «Уголка хорошего настроения)
Результаты работы по проекту были освещены на тематическом педсовете «Пути формирование у детей готовности и способности реализации творческого потенциала на основе моральных норм и нравственной установки становится лучше». Хочется поделиться результатами работы и наработками с более широким кругом коллег.
Заключение
Способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества является одним из показателей функциональной грамотности человека. В среднем дошкольном возрасте мы можем способствовать формированию основ. «Уголок хорошего настроения» как средство реализации поставленных задач показал свою эффективность и актуальность. Не традиционная форма организации уголка, дидактические пособия с авторским творческим подходом, возможно, вызовут интерес. Будем рады, если наш практический опыт окажется полезным.
Список литературы:
1. Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие они? / Н. А. Горлова Обруч. - 2009. № 1. 3-6 с.
2. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, С. 44.
3. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М. : Дрофа. 2008. 270 с.
4. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста. – АРКТИ М., 2006.
Интернет-ресурсы:
https://www.io.nios.ru/articles2/115/10/formirovanie-predposylok-kommunikativnoy-gramotnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
ИНФОУРОК https://infourok.ru/razvitie-predposylok-funkcionalnoj-gramotnosti-u-doshkolnikov-5061215.html
MAAM/RU Международный образовательный портал https://www.maam.ru/detskijsad/-osnovy-formirovanija-funkcionalnoi-gramotnosti-doshkolnikov.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/03/01/funktsionalnaya-gramotnost-v-doshkolnom-uchrezhdenii