Анна Белова
Сценарий урока «Добрым быть совсем не просто» для учащихся 2–3 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Урок душевного прозрения
"Добрым быть совсем не просто"[/b]
(для учеников 2-3 кл.)
Ведущая:Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о доброте. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь и мы с вами. И, хотя мы живем уже в XXI веке, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки. Целые тысячелетия люди спорят о том, нужна ли доброта в мире или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты не хватает в их жизни.
Публикация «Сценарий урока „Добрым быть совсем не просто“ для учащихся 2–3 классов» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Сценарии праздников
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой…
Ребята, а как вы думаете, что же такое добро? (ответы детей) Да, это все хорошее, ласковое, красивое, что есть в нашем мире, например: солнце, весна, улыбка, мама, папа. А доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать хорошие поступки.
А какого человека можно назвать добрым? (ответы детей)
Добрый человек – это тот, кто:
1.) любит людей и готов в трудную минуту придти им на помощь;
2.) любит природу, животных и птиц и заботится о них;
3.) вежлив в общении, уважительно относится и к старшим, и к младшим;
4.) готов поделиться с окружающими тем, в чем они нуждаются;
5.) добрый человек замечает в других, прежде всего, хорошее.
Ребята, а что противостоит добру? Правильно, зло. А что мы можем назвать злом? Зло – это война, беда, несчастье, все плохое и дурное. А как можно победить зло? Добрыми делами: любить, помогать, бережно относиться ко всему окружающему. Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться, словно улыбкой, своей добротой. А как вы думаете, ребята, где же на самом деле живет доброта? В нашей душе, в нашем сердце.
Русский народ сложил множество пословиц о доброте. Вот некоторые из них.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
[/b]
Есть еще одна очень хорошая пословица: «Доброе слово лечит, а злое калечит». Как вы ее понимаете? (ответы детей) Да, действительно, с помощью добрых слов мы можем поддержать человека, поднять ему настроение, сделать приятное, а злыми словами, наоборот, ранить, обидеть или причинить боль. Послушайте, пожалуйста, стихотворение об одном мальчике, который делал добро с помощью добрых слов.
Ведущая читает стихотворение В. Лунина «Странный Вова»[/b]
Ребята, так какие же слова говорил всем мальчик Вова? (ответы детей) Да, добрые слова – это, прежде всего, вежливые слова, ведь вежливость и доброта неразделимы. А еще добрыми словами называют слова-комплименты (когда мы кого-то хвалим, слова-пожелания (когда желаем другому чего-то хорошего, слова-признания (когда признаемся другому в добрых чувствах, которые мы испытываем по отношению к нему) и просто хорошие слова, которые мы говорим с теплом в голосе и с улыбкой на лице.
А сейчас я проверю, много ли вы знаете добрых и вежливых слов. Для этого поиграем в одну простую игру: я буду кидать вам мячик; тот, кто его поймает, должен назвать одно доброе или вежливое слово. Самое главное условие игры – не повторяться.
Игра «Назови доброе слово»
Молодцы, ребята! Сколько добрых и вежливых слов сейчас прозвучало! Эти слова обладают большой, поистине чудодейственной силой. Ведь с их помощью можно в один миг разогнать льдинки недоверия между людьми и там, где только что царили непонимание, страх и обида, посеять зерна теплого чувства.
Каждый день мы по многу раз произносим эти слова – желаем здоровья людям, благодарим их. Но очень важно, чтобы мы делали это искренне, от души, а не так, как это делал один лягушонок. Послушайте стихотворение о нем.
Был Лягушонок очень вежливый,
Воспитанный он был,
Всем улыбался, кланялся
И «здравствуй» говорил.
Потом он отходил на шаг
И говорил: «Тюлень – тюфяк,
А заяц – трус, а лев – дурак,
А слон – обжора и толстяк…»
Ни разу доброго словца
Он не сказал ни про кого,
И я прошу тебя, дружок,
Не будь похожим на него.
А теперь, ребята, предлагаю вам немножко размяться и поиграть. Я назову несколько вежливых слов, а вам нужно будет изобразить их с помощью жестов: здравствуйте (рукопожатие, до свидания (взмах рукой), спасибо (кивок головой, извините (рука на сердце).
Игра «Изобрази слово жестами»
Но, конечно, для того, чтобы быть добрым человеком, мало говорить добрые и вежливые слова, нужно еще совершать добрые поступки, проявлять заботу о людях и животных. Добрым может называться лишь тот человек, который умеет сострадать. Сострадание – это умение чувствовать боль другого, как свою собственную. Проявлять заботу и сострадание к людям мы можем где угодно, даже по дороге из школы домой. Вот рассказ о том, как это сделал один мальчик.
Ведущая читает рассказ В. Осеевой "Просто старушка"
А теперь послушайте другую историю.
Дети слушают рассказ В. Осеевой «Плохо»[/b]
Ребята, скажите, что же плохого сделали мальчики? (ответы детей: «То, что они ничего не сделали, чтобы помочь котенку») - то есть, остались равнодушными ко всему происходящему в их дворе. Добрый человек не может быть равнодушным, не может спокойно смотреть на зло, на плохие поступки, которые происходят вокруг него.
Ребята, а как вы думаете, может ли называться добрым тот, кто жадничает? А тот, кто хвастается перед другими? Конечно же, нет. О том, к чему привела мальчика жадность, и будет следующий рассказ.
Ведущая читает рассказ А. Раскина «Как папа бросил мяч под автомобиль»
Что случилось с мячом мальчика? Как вы думаете, можно ли было этого избежать? (ответы детей)
Мы с вами выяснили, ребята, что добрый человек – это человек вежливый, отзывчивый, сострадающий, заботливый, не жадный. Но добрый человек – это еще и дружелюбный человек. У него всегда есть друзья. Если мы по-доброму будем относиться к нашим близким, друзьям, одноклассникам, будем во всем им помогать, то нам самим станет весело и радостно жить.
Любой, кто совершает добрые поступки, чувствует себя полезным, нужным окружающим и может хоть на капельку сделать наш мир лучше, чище и добрее. Послушайте, пожалуйста, сказку об одном воробье, который делал в жизни все, что мог.
Сказка о воробье.
«Молодой воробей послушал, как поет соловей, как все восхищаются им. Потом увидел красавца-павлина, который всех приводил в восторг. Грустный прилетел воробей домой и жалуется матери: нет у него ни голоса хорошего, ни красоты. Ни для кого он не привлекателен.
Мать ему отвечает: «Внешние чары – не в нашей власти. Но всякий может, если хочет, делать окружающим добро, и тогда все будут любить его».
И вот летит воробей и видит: сидит швея в чердачной своей комнатке, грустно задумалась о своей жизни, плачет. Молодой воробей сел на подоконник и стал весело чирикать. Швея взглянула, улыбнулась сквозь слезы, утерла глаза, стала слушать и забыла о своем горе.
Так молодой воробей и начал жить. Везде, где только мог, делал всем добро: выкармливал выпавших из гнезд птенцов, носил еду больным птицам, пел песни обездоленным.
Состарился воробей и умер. И сам соловей, гордый, великолепный соловей, сказал такую речь: «Воробей не выделялся красотою, не было у него звонкого голоса, но он был лучше и достойнее всех нас – у него было то, что дороже и красоты, и всяческих талантов: он был добр, он был полезен, он делал в жизни все, что мог».
Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывал воробей, когда видел, что его помощь, его добрые поступки радуют окружающих? (ответы детей) Я думаю, он чувствовал себя по-настоящему счастливым. Что же нужно человеку для счастья и где оно живет? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю некоторым ребятам ненадолго стать артистами и разыграть сказочную историю, которая так и называется «Счастье».
Ведущая выбирает для участия в инсценировке двух мальчиков и трех девочек, надевает на них элементы костюмов персонажей сказки (Король, Солдат, Бедная девочка, Старушка, Добрая фея).
Инсценировка сказки «Счастье»
Ведущая: На свете жил король, богатый и могучий.
Всегда грустил он, и порой бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал, а счастья он не ведал!
Ведущая:Но вечно хныкать и тужить бедняге надоело.
Вскричал король:
Король: Нельзя так жить!
Ведущая: И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится….
Король: Постой-ка, кто там на пути?
Ведущая: Девчонка в драном платьице.
Девочка: О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь!
Король: Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету!
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду.
Ведущая: Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат
Израненный, оборванный.
Солдат: О, мой король! -
Ведущая: Вскричал солдат, -
Солдат: Тебя я видеть очень рад!
Прошу, покорнейше, устрой
Меня ты в услуженье.
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение!
Король: А, ну, служивый, пропусти скорей мою карету,
Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду!
Ведущая: Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл.
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
Старушка: Прости, любезный мой король,
Старушку одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
Король: А ну, старушка, пропусти
Скорей мою карету!
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
Ведущая: Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
И все бы кончилось бедой,
Сомнений в этом нету,
Да Фея с доброю душой
Остановила ту карету.
Фея: Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету,
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата сторожем найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь… (Фея дотрагивается до Короля волшебной палочкой)
Ведущая: Тут вышла полная луна
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь,
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает,
И счастье на его лице.
Как ясный день, сияет!
Итак, ребята, давайте повторим, что нам нужно делать, чтобы быть добрым.
Главное, всегда думай не только о себе, но и о других, поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой; старайся говорить добрые и вежливые слова; не отвечай злом на добро и даже на зло; помогай людям старше и младше себя; проявляй заботу о животных; береги природу.
Спешите делать добро! Ведь делать добро – это здорово!