Папки-передвижки

Профилактика дисграфии

лебедева алёна
Профилактика дисграфии

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.  Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

Публикация «Профилактика дисграфии» размещена в разделах

Акустическая- данный вид нарушения сопровождается нарушением фонемного распознавания. Ребёнок может не различать близкие по звучанию гласные, мягкие и твёрдые согласные, путать звонкие и глухие, шипящие и свистящие звуки, сложные звуки (аффрикаты) с их составляющими. При акустической дисграфии сами звуки ребёнок произносит правильно и слух у него сохранен.

Оптическая дисграфия связана с несформированностью зрительных и пространственных представлений. Обычно её отмечают во втором классе, когда уже ребёнок знаком с написанием всех букв русского алфавита. Дети начинают добавлять какие-то лишние элементы к буквам, путают буквы, которые различно расположены в пространстве, пишут буквы в зеркальном отражении.

Аграмматическая дисграфия определяется несовершенством лексико-грамматической стороны речи. В этом случае дети не могут правильно употреблять многие слова. Этим детям сложно подбирать антонимы и синонимы к словам, описывать предметы, называть более пяти действий, которые может выполнять предмет. В письменных работах мы наблюдаем несовершенство устной речи, если ребёнок образует форму множественного числа с ошибками, то и писать он будет точно также. У детей с данным видом дисграфии будут возникать проблемы в образовании уменьшительной формы существительных, приставочных глаголов, относительных прилагательных, в согласовании различных частей речи, в правильном использовании предложно-падежных конструкций. При этом виде дисграфии имеют место трудности в построении сложных по структуре предложений, пропуск членов предложения, нарушение последовательности слов в нём. Часто такие отклонения встречаются в двуязычных семьях, где родители говорят на разных языках, ребёнку приходится параллельно русскому языку говорить на иностранном языке.

Артикуляторно-акустическая дисграфия возникает, когда в устной речи отмечаются нарушения звукопроизношения. Ребёнок как говорит, так и пишет. Если в устной речи ученик заменяет звук р на л, то при письме он тоже может это делать, т. к. у детей с данным нарушением помимо проблем со звукопроизношением отмечается несовершенство фонематического распознавания как при акустической дисграфии.

Дисграфия на почве недоразвития языкового анализа и синтеза связана с несовершенством восприятия, анализа и синтеза. Ученику сложно определить есть ли определённый звук в слоге, слове, назвать его место, указать цифрой, назвать последовательно звуки в слове. Сложно придумывать слова на заданный звук или определённое количество звуков, собрать слово из звуков, тем более, если они даны в неправильном порядке. Для данных детей вызывает сложность различения понятий звук, буква, слог, слово, предложение, текст. На письме можно наблюдать пропуски/добавления букв, слогов, слов, перестановки букв, слогов, застревания на букве или слоге, недописания слов, слитное или раздельное написание слов. Проблемы в оформлении границ предложения.

Артикуляторно-акустическая дисграфия возникает, когда в устной речи отмечаются нарушения звукопроизношения. Ребёнок как говорит, так и пишет. Если в устной речи ученик заменяет звук р на л, то при письме он тоже может это делать, т. к. у детей с данным нарушением помимо проблем со звукопроизношением отмечается несовершенство фонематического распознавания как при акустической дисграфии.

Дисграфия на почве недоразвития языкового анализа и синтеза связана с несовершенством восприятия, анализа и синтеза. Ученику сложно определить есть ли определённый звук в слоге, слове, назвать его место, указать цифрой, назвать последовательно звуки в слове. Сложно придумывать слова на заданный звук или определённое количество звуков, собрать слово из звуков, тем более, если они даны в неправильном порядке. Для данных детей вызывает сложность различения понятий звук, буква, слог, слово, предложение, текст. На письме можно наблюдать пропуски/добавления букв, слогов, слов, перестановки букв, слогов, застревания на букве или слоге, недописания слов, слитное или раздельное написание слов. Проблемы в оформлении границ предложения.

С точки зрения нейропсихологии, причиной дисграфии является несформированность высших психических функций, в число которых входят:зрительный анализ и синтез;

пространственное представление;

дифференциация звуков речи;

фонематический и слоговый анализ и синтез;

деление предложений на слова;

внимание;

память;

эмоционально-волевая сфера.

Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника. Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к обучению в школе и облегчат овладение письменной речью. Но особенно важна профилактика для следующих групп детей:

дети с логопедическими проблемами;

дети с СДВГ;

дети, родители которых в школьном возрасте страдали дисграфией, дислексией.

о нарушениях могут сигнализировать симптомы:

в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни;

он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы;

его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий);

не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не замкнуты, штриховка сильно выходит за края);

ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из пластилина объемных фигур;

путает звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова неразборчиво и неправильно;

не способен концентрироваться на выполнении задания по возрасту.

Профилактика оптической дисграфии основана на формировании пространственных представлений. Дошкольник учится соотносить размеры предметов, ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ, сзади-спереди, находить и узнавать заданные предметы, запоминать и воспроизводить рисунки. Остальные формы дисграфии так или иначе связаны с нарушением понимания и воспроизведения фонем, звуков, слов и их окончаний (дислексией). В этом случае важно уделить особое внимание развитию артикуляционного аппарата, словесно-логической памяти. Профилактика дисграфии с дислексией включает упражнения на узнавание букв, разделение слов на слоги, понимание построения предложений и слов.

Для предупреждения дисграфии с дислексией с самого юного возраста полезно:

чтение скороговорок, поговорок, пословиц;

чтение книг;

пересказ прочитанного;

заучивание стихов и песен;

ритмичные танцы.

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Предупредить нарушения помогут следующие виды деятельности:

рисование;

лепка объемных фигур из пластилина и теста;

аппликации;

складывание пазлов;

игры с конструктором;

игры с мозаикой;

подвижные игры, развивающие ловкость и координацию движений.

Прикреплённые файлы:

konsultacija_r58dk.pptx | 113,07 Кб
 
Публикации по теме:

Игры по профилактике дисграфии у старших дошкольниковИгры по профилактике дисграфии у старших дошкольников Игротека для дошкольников. Авторские игры учителя – логопеда Гончаренко О. Н. Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Консультация для родителей «Профилактика коронавируса» Консультация для родителей «Профилактика коронавируса»Коронавирус – это целое семейство вирусов, которое включает более 30 видов. Виды объединены.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Профилактика гриппа «Лотосы»Профилактика гриппа «Лотосы» Дети большую часть времени проводит в детском садике, поэтому воспитатели должны обеспечить полный комплекс мер, которые помогут избежать.

Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.

Профилактика плоскостопияПрофилактика плоскостопия Профилактика плоскостопия. Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные.

Профилактика социального неблагополучия воспитанников в ДОУ Цель работы: формирование комфортной социальной среды для дошкольников в условиях ДОУ и семье. Нормативно — правовая база 1. Конвенция.

Профилактика суицидов в подростковом возрасте Особенности профилактики суицида в школьном возрасте Частота суицидальных действий среди молодежи, у нас в России, в течение последних двух.

Упражнения для стоп — профилактика плоскостопия Свод стопы формируется у детей 3–4 лет. Однако относительная слабость мышц и связок сохраняется до 6–7 лет даже у здоровых детей. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика дисграфии
Опубликовано: 29 июля 2021 в 08:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика дисграфии» (включая файлы) размещена пользователем лебедева алёна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД