лебедева алёна
Профилактика дисграфии
Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.
Публикация «Профилактика дисграфии» размещена в разделах
Акустическая- данный вид нарушения сопровождается нарушением фонемного распознавания. Ребёнок может не различать близкие по звучанию гласные, мягкие и твёрдые согласные, путать звонкие и глухие, шипящие и свистящие звуки, сложные звуки (аффрикаты) с их составляющими. При акустической дисграфии сами звуки ребёнок произносит правильно и слух у него сохранен.
Оптическая дисграфия связана с несформированностью зрительных и пространственных представлений. Обычно её отмечают во втором классе, когда уже ребёнок знаком с написанием всех букв русского алфавита. Дети начинают добавлять какие-то лишние элементы к буквам, путают буквы, которые различно расположены в пространстве, пишут буквы в зеркальном отражении.
Аграмматическая дисграфия определяется несовершенством лексико-грамматической стороны речи. В этом случае дети не могут правильно употреблять многие слова. Этим детям сложно подбирать антонимы и синонимы к словам, описывать предметы, называть более пяти действий, которые может выполнять предмет. В письменных работах мы наблюдаем несовершенство устной речи, если ребёнок образует форму множественного числа с ошибками, то и писать он будет точно также. У детей с данным видом дисграфии будут возникать проблемы в образовании уменьшительной формы существительных, приставочных глаголов, относительных прилагательных, в согласовании различных частей речи, в правильном использовании предложно-падежных конструкций. При этом виде дисграфии имеют место трудности в построении сложных по структуре предложений, пропуск членов предложения, нарушение последовательности слов в нём. Часто такие отклонения встречаются в двуязычных семьях, где родители говорят на разных языках, ребёнку приходится параллельно русскому языку говорить на иностранном языке.
Артикуляторно-акустическая дисграфия возникает, когда в устной речи отмечаются нарушения звукопроизношения. Ребёнок как говорит, так и пишет. Если в устной речи ученик заменяет звук р на л, то при письме он тоже может это делать, т. к. у детей с данным нарушением помимо проблем со звукопроизношением отмечается несовершенство фонематического распознавания как при акустической дисграфии.
Дисграфия на почве недоразвития языкового анализа и синтеза связана с несовершенством восприятия, анализа и синтеза. Ученику сложно определить есть ли определённый звук в слоге, слове, назвать его место, указать цифрой, назвать последовательно звуки в слове. Сложно придумывать слова на заданный звук или определённое количество звуков, собрать слово из звуков, тем более, если они даны в неправильном порядке. Для данных детей вызывает сложность различения понятий звук, буква, слог, слово, предложение, текст. На письме можно наблюдать пропуски/добавления букв, слогов, слов, перестановки букв, слогов, застревания на букве или слоге, недописания слов, слитное или раздельное написание слов. Проблемы в оформлении границ предложения.
Артикуляторно-акустическая дисграфия возникает, когда в устной речи отмечаются нарушения звукопроизношения. Ребёнок как говорит, так и пишет. Если в устной речи ученик заменяет звук р на л, то при письме он тоже может это делать, т. к. у детей с данным нарушением помимо проблем со звукопроизношением отмечается несовершенство фонематического распознавания как при акустической дисграфии.
Дисграфия на почве недоразвития языкового анализа и синтеза связана с несовершенством восприятия, анализа и синтеза. Ученику сложно определить есть ли определённый звук в слоге, слове, назвать его место, указать цифрой, назвать последовательно звуки в слове. Сложно придумывать слова на заданный звук или определённое количество звуков, собрать слово из звуков, тем более, если они даны в неправильном порядке. Для данных детей вызывает сложность различения понятий звук, буква, слог, слово, предложение, текст. На письме можно наблюдать пропуски/добавления букв, слогов, слов, перестановки букв, слогов, застревания на букве или слоге, недописания слов, слитное или раздельное написание слов. Проблемы в оформлении границ предложения.
С точки зрения нейропсихологии, причиной дисграфии является несформированность высших психических функций, в число которых входят:зрительный анализ и синтез;
пространственное представление;
дифференциация звуков речи;
фонематический и слоговый анализ и синтез;
деление предложений на слова;
внимание;
память;
эмоционально-волевая сфера.
Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника. Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к обучению в школе и облегчат овладение письменной речью. Но особенно важна профилактика для следующих групп детей:
дети с логопедическими проблемами;
дети с СДВГ;
дети, родители которых в школьном возрасте страдали дисграфией, дислексией.
о нарушениях могут сигнализировать симптомы:
в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни;
он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы;
его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий);
не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не замкнуты, штриховка сильно выходит за края);
ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из пластилина объемных фигур;
путает звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова неразборчиво и неправильно;
не способен концентрироваться на выполнении задания по возрасту.
Профилактика оптической дисграфии основана на формировании пространственных представлений. Дошкольник учится соотносить размеры предметов, ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ, сзади-спереди, находить и узнавать заданные предметы, запоминать и воспроизводить рисунки. Остальные формы дисграфии так или иначе связаны с нарушением понимания и воспроизведения фонем, звуков, слов и их окончаний (дислексией). В этом случае важно уделить особое внимание развитию артикуляционного аппарата, словесно-логической памяти. Профилактика дисграфии с дислексией включает упражнения на узнавание букв, разделение слов на слоги, понимание построения предложений и слов.
Для предупреждения дисграфии с дислексией с самого юного возраста полезно:
чтение скороговорок, поговорок, пословиц;
чтение книг;
пересказ прочитанного;
заучивание стихов и песен;
ритмичные танцы.
ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Предупредить нарушения помогут следующие виды деятельности:
рисование;
лепка объемных фигур из пластилина и теста;
аппликации;
складывание пазлов;
игры с конструктором;
игры с мозаикой;
подвижные игры, развивающие ловкость и координацию движений.