Гульджан Есенеева
Для любящих и ответственных родителей!
▼ Скачать + Заказать документы
Для любящих и ответственных родителей!
«никогда более ребенку не удается так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период»
Мария Монтессори.
Вы наверняка не раз замечали: ребенку никак не удавалось овладеть каким-то уменьем, но вот, проходит месяц, другой, вы снова возвращаетесь к этой теме и вдруг обнаруживаете, что кроха схватывает все, буквально, на лету.
Бывает и наоборот, ребенок начинает проявлять интерес к какому-то виду деятельности, но через некоторое время этот интерес пропадает, если малыш не получает должную поддержку от взрослых.
Публикация «Для любящих и ответственных родителей!» размещена в разделах
Оказывается, в разные периоды жизни ребенок бывает особенно восприимчив к определенным влияниям окружающего мира.
Такие периоды называются «сенситивными В эти возрастные интервалы индивидуального развития способность ребенка к овладению или развитию определенных навыков и умений наиболее высокая, тогда как в другое время эта способность существенно ниже.
В периоды особой восприимчивости ребёнок осваивает определённые навыки и умения легко, вдохновенно, живо, а каждое усилие даёт мощный прирост. Говоря простым языком, в тот момент, когда ребёнок переживает сензитивный период какого-то аспекта развития, например, развития речи, он максимально легко осваивает огромное количество информации, процесс познания происходит естественно и не требует особых усилий.
Очень важно учитывать:
• сензитивные периоды проходят и больше никогда не повторяются;
• они универсальны (случаются у всех детей без исключения);
• индивидуальны (установленные возрастные рамки сензитивных периодов приблизительны, каждый ребёнок развивается по своей программе).
Задача взрослого предоставить ребёнку возможность и свободу действовать согласно внутренним директивам того или иного периода внутренней чувствительности.
Если ребёнок такой возможности не получает, то он упускает возможность овладеть каким-либо умением естественным путем. И эта возможность уходит навсегда. Когда период восприимчивости заканчивается, то последующих успехов можно добиться только с большими затратами силы воли, усилий и усердия.
Если ребёнок в ходе протекания периода восприимчивости наталкивается на какие-либо препятствия в своей работе, то в душе его происходит настоящее крушение. Взрослые зачастую называют это капризами и истериками.
Сензитивные периоды:
Период развития речи (0 - 7 лет)
Это самый продолжительный период, который начинается ещё до рождения ребёнка. Он делится на этапы продолжительностью около полугода, во время которых ребёнок овладевает различными навыками речи, постепенно переходя от подражания звукам к развитой речи и обучению чтению и письму.
Сначала ребёнок воспринимает речь и учится повторять услышанное. Затем, примерно, в один год он начинает произносить слова, и где-то до 2-2,5 лет активно накапливает словарный запас. В этом периоде ни в коем случае нельзя «сюсюкать» с ребёнком, «адаптируя» для него нормальную взрослую речь. Сейчас ребёнку наиболее легко даётся запоминание слов и правил языка, поэтому не лишайте его возможности слышать «как надо».
В возрасте около четырёх лет ребёнок начинает сознательно пользоваться речью и осваивать символическое изображение звуков (буквы). В 4-4,5 года при правильной подготовке ребёнок естественным образом начинает писать, а в возрасте около пяти лет - читать.
Период восприятия порядка (1,5-3 года)
Порядок помогает ребёнку ориентироваться в незнакомом ему пока мире. На пике этого сензитивного периода (2-2,5 года, порядок, особенно необходим ребёнку в трё х сферах:
• в помещении (в окружении ребёнка);
• во времени (режим дня);
• в общении со взрослыми (последовательность и чёткость действий взрослых).
Малыш легко замечает любое нарушение порядка, которое взрослые могут просмотреть и испытывает большое удовольствие, находя предметы на предназначенных для них местах.
Период сенсорного развития (0 – 6 лет)
В этот период происходит утончение восприятия органов чувств. Это длительный сензитивный период, состоящий из многих этапов. Важно понимать, что ребёнок уже в момент рождения обладает почти всеми чувствами, присущими человеку, а некоторые из них (слух, в особенности) развиваются ещё и в утробе. В период своего последующего сенсорного развития ребёнок утончает свои чувства, что способствует развитию его разума.
Период интереса к мелким предметам (1,5 – 2,5 года)
В большинстве случаев совершенно очевиден и причиняет родителям немало хлопот : ребёнок часто манипулирует мелкими предметами, что кажется опасным. Но таким образом ребёнок познаёт, что мир состоит из мелких частей, поэтому взрослые должны дать ему возможность удовлетворять свой интерес, не пренебрегая безопасностью. Также в этот период активно развивается мелкая моторика рук.
Период развития движений и действий (1 – 4 года)
Этот период невероятно важен, потому что в этом возрасте физическое развитие становится основой психологического. Как и остальные длительные периоды делится на этапы, во время которых ребёнка привлекают конкретные типы движений и занятий
Период развития социальных навыков (2,5 – 6 лет)
Ребёнок проявляет интерес к социальным нормам и вежливому поведению. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и пр., поэтому в этот период необходимо заложить основы культурного поведения.
Два важных момента, которые объясняют необходимость знаний об этом сложном явлении в развитии каждого ребёнка.
1. Знания о сензитивных периодах способствуют гармоничному и, главное, своевременному развитию ребёнка, дают возможность вовремя понять и не упустить из виду то, к чему ребёнок проявляет интерес.
2. Каждый период имеет свои пики особой восприимчивости в определённом возрасте, на деле это проявляется в резком изменении поведения и восприятия ребёнка (резко заговорил, стал часто бегать, начал стесняться, такие пики называют кризисными. Зная о потребностях ребёнка в познании себя и мира в каждый из периодов, вы сможете сгладить кризисные моменты, предоставив малышу возможность и окружение для саморазвития.