Галина Репкина
«Сказочный зимний лес». Конспект занятия по ОО «Художественное творчество» (рисование пейзажа) в старшей группе
▼ Скачать
Образовательная область: "Художественное творчество"
Вид: продуктивная деятельность (рисование)
Тип: интегрированное
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка».
Цель: развитие интереса детей к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Художественное творчество:
- Учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и техники рисования.
Публикация «„Сказочный зимний лес“, Конспект занятия по ОО „Художественное творчество“ (рисование пейзажа) в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Зимний пейзаж. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
- Совершенствовать умение рисовать тычком; выполнять изображение в определённой последовательности.
- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
Познание:
- Расширять и уточнять представления детей о времени года – зиме; воспитывать любовь к природе.
- Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику рук.
Чтение художественной литературы:
- Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.
Социализация:
- Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к деятельности.
Здоровье:
- Развивать потребность в двигательной активности.
Музыка:
- Развивать эмоциональные чувства при восприятии музыкальных произведений.
Предварительная работа:
1. Познавательные беседы о времени года - зима.
2. Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий по теме.
3. Чтение стихотворений о зиме.
4. Рисование способом набивки, восковыми мелками.
5. Экскурсия в парк, наблюдения за деревьями, снегопадом.
6. Прослушивание музыкальных произведений по теме.
Материал и оборудование:
1. Выставка репродукций, иллюстраций, фотографий с изображением зимних пейзажей, репродукции картин: «Иней» И. Вельц, «На севере диком» и «Зима» И. И. Шишкин, «Иней» и «Зима» И. Э. Грабарь, «В Крыму» Ф. А. Васильев, «Зима» С. Ю. Жуковский.
2. Белая гуашь, восковые мелки, жёсткие кисти, тонированные листы бумаги формата А4; банки с водой, салфетки.
3. Магнитофон, диски с записью «Времена года. Декабрь». П. И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года. Зима».
Ход непосредственно – образовательной деятельности
1. Организационный этап.
Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.
- Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть очень рада я!
- Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:
Если видишь на картине
Замела я всё вокруг
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И, на долго к вам пришла. (Зима).
Нарисована река.
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется (Пейзаж).
- А что такое пейзаж? (Пейзаж-изображение природы в разное время года).
- Правильно. Ребята, послушайте какими замечательными словами о зиме говорит русский поэт И. З. Суриков.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы
И зима настала.
- Сегодня я приглашаю вас отправиться на прогулку в зимний лес! А вы идти со мной готовы? (Да).
- Давайте оденемся потеплее (дети выполняют движения, имитирующие одевание, закроем глаза, а на счёт пять откроем (Дети закрывают глаза, и считают) .
– Раз, два, три…. и мы в лесу!
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь»
2. Основной этап
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг!
Детям показывается слайд по произведениям известных художников «Иней» И. Вельц, «На севере диком» и «Зима» И. И. Шишкин, «Иней» и «Зима» И. Э. Грабарь, «В Крыму» Ф. А. Васильев, «Зима» С. Ю. Жуковский.
В группе организованна выставка иллюстрации художников на тему зимы, фотографии.
Дети рассматривают выставку.
Воспитатель читает стихотворение:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
(Федор Тютчев)
-Поэты, художники, композиторы передают настроение зимы в красках, в музыке, в стихах. Давайте рассмотрим картину «Иней» И. Вельц (или картину в спокойных красках, грустного настроения).
- Что изображено на картине? (зимний лес).
-Много ли цветовых тонов использовал художник? (мало).
-Какая картина по настроению? (тихая, спокойная).
- Какого цвета снег?
- Снег может создавать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Красив укрытый снегом зимний лес, хотя нет в нем ничего яркого, броского.
- Ребята, обратите внимание на красоту зимней природы, на деревья, которые вы видите. Какие они по высоте? Какого цвета у них кора? Заметили ли вы, ребята, среди сугробов небольшие кустики? Посмотрите, сколько вокруг снега, он прижал все веточки, и они не шевелятся, как в стихотворении:
Намело, навьюжило
Все деревья в кружеве
Снег на соснах
На кустах
В белых шапках ели
И запутались в ветвях
Буйные метели (Н. Гончаров)
- Давайте пройдём дальше по тропинке, перейдем по запорошенному льду через ручей. Поднимите голову, посмотрите, какие высокие сосны вокруг нас! Кого они напоминают? (Высказывания детей). Остановимся около этих лесных красавиц-елочек. Как вы думаете, какое у них настроение? (Предположения детей). Хорошо ли им здесь? Почему? (Дети высказываются) .
- А вот на этой заснеженной полянке, мы немножко отдохнём.
Физминутка «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)
Слева елка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)
И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх).
Как красивы они!
В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)
А нам пора уже домой (шаги на месте).
- Ну что ж, нам пора прощаться с лесом.
Лес волшебный, до свидания!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
- Закроем глаза и возвращаемся обратно. Раз, два, три…. Все на месте? (Да). Раздеваемся, отряхиваем снег, греем руки.
- Ребята, вам понравилась наша прогулка? (Да). И мне очень понравилось!
- А что бы она нам запомнилась надолго, я предлагаю вам стать художниками пейзажистами и нарисовать зимний сказочный лес. Вы согласны? (Да).
- Сегодня при выполнении работы мы с вами будем использовать два совершенно разных по своим свойствам изобразительные материалы: восковые мелки – при изображении деревьев и кустарников и белую гуашь при изображении снега.
Показ рисования воспитателем.
Воспитатель выбирает тонированную бумагу и присаживается у мольберта.
Ребята, внимательно посмотрите на мой стол и перечислите с помощью, чего мы будем изображать сказочный зимний лес? Какие инструменты, сегодня, нам понадобятся? (Белая гуашь, восковые мелки, жёсткие кисти, тонированные листы бумаги, банки с водой, салфетки.)
Ребята посмотрите бумага у нас уже тонированная, ее закрашивать не нужно. Свой сказочный зимний лес я буду рисовать на голубом фоне.
Свою бумагу можете расположить, как хотите или горизонтально, или вертикально.
А я, вот так горизонтально.
1этап. Изображаем деревья и кусты.
Беру черный мелок и рисую деревья. Кто нам, расскажет, как устроено дерево? (ствол,ветки) Правильно,это у нас будут русские красавицы берёзки. Стволы, у наших берёзок стройные, изящные, а кора дерева черно-белая. Снизу ствол широкий черный, а к верху веточки тоненькие и красиво наклоняются в разные стороны.
В своём зимнем лесу можно нарисовать не только деревья, а ещё и маленькие кустики, которые могут спрятаться в сугробах.
Деревья нарисовала, ещё я добавлю маленькие кустики. Для этого мне нужен мелок коричневого цвета. Кто нам, скажет, а у кустиков есть ствол? (Нет). Правильно, у кустиков есть много веточек. Вот посмотрите и ветки у них наклоняются тоже в разные стороны.
Кажется, всё, деревья и кусты мы нарисовали, чего ещё не хватает в нашем зимнем лесу? (Снега и сугробов.)
2этап. Изображаем снег.
- А какими способами можно изобразить снег? (пальцами, пара лоном,концом тонкой кисти, тычком – жёсткой кистью). Правильно, молодцы. Снег получится пушистый, воздушный если для его изображения использовать жёсткую кисть. Этот способ я и предлагаю вам выбрать.
Воспитатель набирает на кисть белую гуашь и рисует снег, с помощью метода – тычок. Ребята обратите внимание, как я это делаю. Кончик кисти я мочу в воде, кисть не нужно мочить полностью, если кто-то намочит не беда, мы её посушим об салфетку или возьмём другую.
Потом на кончик кисти набираем краску, вот как я и наносим на ветви деревьев, на кусты и на землю. Посмотрите, как получается красиво.
А ещё снег может опускаться на землю с неба.
Вот полюбуйтесь на мой сказочный зимний лес.
Перед тем, как изображать зимний лес, разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Стою и снежинки в ладошку ловлю (касание пальчиком до ладони)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю (тоже движение, но другой рукой)
Но где же, снежинки (переворачивать ладони)
В ладошках вода! (встряхнуть)
Куда же исчезли снежинки? Куда? (сжимать и разжимать ладони) Растаяли хрупкие льдинки – лучи, (сжимать в кулачки и хлопать)
Как видно ладошки мои горячи. (потирать руки).
Звучит музыка Антонио Вивальди «Зима».
Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Предлагаю выбрать вам бумагу, какую пожелаете.
Дети выбирают тонированную бумагу (приготовленную за ранее, проходят на свои места и приступают к самостоятельной продуктивной деятельности под музыкальное сопровождение).
Проводится индивидуальная работа.
3. Заключительный этап.
Работы выставляются на стенд или на пол, проводится их анализ.
Анализ работ.
- Посмотрите, какие чудесные зимние пейзажи получились! На них лес словно сказочный, волшебный, чудесный, великолепный! У каждого получился свой, неповторимый пейзаж. Как красиво вот здесь изображены деревья, они нарисованы стройными и все запорошенными снегом. А вот здесь деревья выглядят величественно и сказочно.
- А что больше всего понравилось вам, и почему? (2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников).
- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались, как настоящие художники-пейзажисты! И всегда, посмотрев на эти замечательные работы – мы вспомним о нашей зимней прогулке в лес!