Ирина Прилюк
Консультация для родителей «Для чего нужна сказкотерапия?»
В последнее время все чаще и чаще слышаться одни и те же вопросы:какие методические разработки улучшают социальную среду для развития дошкольников? Какие методики в воспитательной системе более близки детям? Что нового может дать та или иная разработка ребенку?
Нам,педагогам, необходимо использовать как инновационные подходы к воспитанию, так и наши отечественные, проверенные временем воспитательные традиции, такие как –методика сказкотерапии.
Сказкотерапия,как и любая психотерапия –форма познания себя и своей души.
Публикация «Консультация для родителей „Для чего нужна сказкотерапия?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Сказкотерапия исследует сказку как форму существования и проявления психических процессов и создает сказку, положительно влияющую на психику, концертрирует свое внимание на сюжетности психологических процессов, которые универсальны для людей вне зависимости от культуры и времени.
Основной целью воспитания является формирование гармонично развитой личности, которая готова к самостоятельному пути в жизнь.
Сказка включает в себя такие ценности, как: добро всегда побеждает зло, осуждается и высмеиваются лень и жадность, учит уважению к старшим, ценить ум, находчивость, доброту. Сказка является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы-это напоминания о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные возможности. Сказка обладает силой внушения.
Чаще всего родители рассказывают сказку перед сном,Это еще одна возможность родителю соприкоснуться с ребенком, найти общие темы для обсуждения той или иной ситуации в сказке. Возможность развивать у ребенка положительные черты харктера через добро героев.
Сказкотерапия-это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Она оказывает многоплановое воздействие на личность ребенка. На занятиях по Сказкотерапии ребята учатся состовлять словесные образы. С помощью рук мы придумываем сказочным героям различные движения, делая интереснее сказку, тем самым мы развиваем наблюдательность, воображение, логическое мышление,активизируем словарный запас ребенка. У каждой сказки свои определенные движения рук, что тоже развивает и закрепляет у ребенка память.
Сказкотерапия обогащает словарный запас, внутренний мир ребенка становится ярче.
В процессе сказкотерапии у детей расширяются представления об одном и том же образе, что в свою очередь способствует развитию умственных способностей.
Сопереживание сказочному герою дает ребенку ощущение собственной силы и значительности. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только положительные эмоции, но и отрицательные, одна из важнейших целей таких занятий - научить ребенка справляться со своими страхами.
Важной специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии является возможность использования эмоционального воздействия произведении искусства (каковыми, по сути, являются сказки) и творческой деятельности на личность ребенка для усиления воспитательного эффекта.
Эта эффективность усиливается при организации комплексного подхода к восприятию: чтение художественного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописи. Формирование личностных качеств ребенка под воздействием сказок усиливаются различные органы чувств: слух, зрение и др.
Совместное слушание сказок помогает наладить отношения друг к другу. Дети, делясь своими эмоциями, становятся более внимательными друг к другу, открытыми, доброжелательными. После прочтения сказок, я провожу беседу с детьми, задавая следующие вопросы:
-О чем сказка?
-Какими качествами наделены герои?
-Почему герои совершают те или иные поступки? :
-Как герои выходит из трудной ситуации?
-Что приносят поступки героев окружающим?
-Какие чувства вызывает сказка?
Художественное творчество ребенка (собственные сказки, рисунки, поделки по сказочным сюжетам).
На практике можно встретить несколько способов работы со сказками :
1. Использование сказки как метафоры.
2. Рисование по мотивам сказки.
3. Почему герой так поступил?
Известно, что сказки собственного сочинения дают гораздо более значительный терапевтический эффект. Сказка, как правило, начинается с присказки, дети старшего дошкольного возраста сочиняют их сами, младшим дошкольникам предлагают готовый вариант. А еще, я часто использую, в работе с детьми, пальчиковую гимнастику. Мы с ребятами сами придумываем руками движения тех или иных героев. И когда проговариваем сказку, с помощью рук показываем либо движения героев, либо отличительные черты сказочных героев.
Со старшими дошкольниками можно брать сказки со сложными сюжетами. Кроме того дети 6-7 лет любят придумывать героев, похожих на принцов и фей. Также очень любят одевать героев по собственному вкусу, кормить той едой, которую любят сами.
В сказках желательно наделить героя волшебной силой. Она приходит к нему либо в виде волшебника, либо достается в дар. Сила используется для сражений со злом. Чаще всего, благодаря силе, зло превращается в добро, которое идет на благо обществу.
Кроме того, сочиненные ребятами сказки, не уходят из них, они радуют, прорастают в них корнями добра, помогая им в жизни.
Таким образом, использование различных методов в своей работе со сказкой, учитывая возростные особенности ребенка, способствует усилению терапевтических воздействий на личность ребенка. Сказкотерапия влияет на развитие речи, выявляет и поддерживает творческие способности, снижает уровень тревожности, агрессивности, развивает коммуникацию, развивает умение преодолевать трудности, страхи, развивает навыки конструктивного выражения эмоций.