Чуприна Татьяна
Консультация «Для чего нужна графомоторика»
▼ Скачать + Заказать документы
Шаги для выполнения упражнений
Графомоторика – это не только развитие мелкой
моторики. Данное понятие намного шире и включает в себя:
- способ удержания карандаша/ручки,
- силу нажима при рисовании и письме,
- точность,
- ритмичность и темп движений,
- плавность.
Кроме того, важны произвольность движений и развитие
сопутствующих умений, без которых не получится ни
рисовать, ни писать: зрительное восприятие, внимание,
двигательные навыки.
Достичь
полного результата позволяют лишь специфические
упражнения, связанные с обведением контуров.
Публикация «Консультация „Для чего нужна графомоторика“» размещена в разделах
Именно так тренируется нажим, плавность, ритмичность
письма.
Работа с графомоторными трафаретами несложная,
но требует обязательного участия взрослого.
Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать:
«обводи».
Шаг 1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с
малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно
загадать ребенку соответствующую загадку.
Шаг 2. Слежение пальчиком по узору.
Шаг 3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
Шаг 4. И лишь затем можно обводить рисунок на
бумаге.
Для постоянных занятий желательно сделать
трафареты многоразовыми: заламинировать их
ламинатором или проклеить широким прозрачным
скотчем всю поверхность. Заниматься можно с детьми
уже с 3 лет (для них есть задания попроще, но особое
внимание обратить на развитие графомоторных навыков
нужно ближе к школе (примерно с 5 лет).
Для работы лучше всего использовать карандаши, первое время лучше всего подойдут к использованию карандаши 2М, затем М и позже ТМ для выработки нажима на карандаш. Занятия начинать лучше с 5-10 минут, постепенно усложняя задания и удлиняя занятие до20минут. Правило выполнения задания должно быть четко сформулировано и показано как правильно его выполнять (вести линию с верху вниз, слева на право, штриховать без пробелов, не выходя за контур).
При систематическом использовании различных заданий у ребенка развивается и расширяется словарный запас слов, грамматический строй речи, формируется анализ, синтез, сравнение, моделирование, формируется самоуверенность.
Упражнения для развития графического навыка
Графический диктант
Пальчиковая гимнастика
Кинизиологические упражнения
Штриховки
Рисование линий: прямые, фигурные дорожки
Рисование по точкам, контурам, клеточкам.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушария головного мозга.
Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
Таким образом, мелкая моторика рук связана с формированием всех психических процессов, а также формирует самостоятельность ребенка, а следовательно развивает мелкомоторные функции, координацию движений, концентрацию внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно и для формирования личности человека в целом.
Я замечаю,что не у всех к школе говора рука к письму,а значит,что не развита графомоторика. Тренировать руку ребёнка нужно начинать с раннего возраста и не затягивать с этим!
Ниже представлена подборка упражнений. Данные варианты можно распечатать и дать ребёнку выполнять задание карандашом или же для многоразового использования как говорилось выше заламинировать и ребёнок будет выполнять данное задание фломастером,который легко смывается с этого покрытия.