Елена Николаевна Введенская
Дислексия. Советы родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Дислексию или нарушение чтения диагностируют в младшем школьном возрасте. Дислексия – это проблемы с освоением и применением навыков чтения, которые заключаются в стойком повторении одних и тех же ошибок, низком темпе чтения и затруднении понимания прочитанного.
Попробуйте проанализировать, как читает ваш ребенок в конце первого класса.
Для нормального чтения характерны:
- плавность (слитное чтение слогов, паузы в конце предложения, ровный темп);
- отсутствие пропусков букв, слогов;
- отсутствие замен и перестановок букв и слогов;
Темочки:
- правильная постановка ударений ( исключение: незнакомые ребенку слова);
- после прочитанного ребенок может своими словами передать содержание текста.
Ребенок с подозрением на дислексию должен пройти обследование, которое подразумевает диагностику логопеда, психолога, офтальмолога и невролога.
Коррекция дислексии должна проводиться обязательно и чем раньше она начата, тем быстрее появятся положительные результаты. В работу по коррекции чтения должны быть включены школьный психолог и логопед, а также, при необходимости, медицинские специалисты.
Как родители могут помочь ребенку дома? Существует ряд упражнений, способствующих формированию правильного навыка чтения.
1. Упражнения для увеличения темпа чтения:
- многократное прочтение;
- чередование чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе;
- «Буксир» Ребенок читает текст про себя, стараясь поспеть за читающим взрослым. Должен показать в тексте место остановки чтения.
2. Упражнение для устранения регрессии (возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного) :
- чтение с квадратиком. Квадратик накладывается на читаемую строку и передвигается вдоль нее при чтении, закрывая предыдущее слово-слог.
3. Развитие антиципации (смысловой догадки).
- чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях и других частях слова или пропущенными целыми словами;
- чтение через бумажную решетку (когда решетка закрывает часть букв с тексте и ребенок должен догадаться в процессе чтения, какие буквы пропущены);
- тексты с ошибками в содержании или несуразицами;
4. Развитие правильного произношения:
- чтение рядов гласных, согласных, сочетаний букв
- чтение чистоговорок, скороговорок.