Елена Панченко
Дипломная работа «Коллекционирование»
1Добрый день! Уважаемые члены экзаменационной комиссии, разрешите вам представить дипломную работу на тему : ""Коллекционирование как одно из средств развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста"
Слайд 1 Актуальность проблемы выпускной квалификационной работы определяется тем, что познавательный интерес дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Публикация «Дипломная работа „Коллекционирование“» размещена в разделах
Исходя из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Особую актуальность проблемы познавательного интереса приобретает именно на этапе дошкольного детства. Проявляясь в интеллектуальной инициативе, повышенном интересе и стремлении к знаниям, познавательный интерес обеспечивает развитие познавательного интереса ребенка-дошкольника, расширяет и интеллектуализирует содержание его познавательной потребности, способствует формированию произвольности его поведения, обеспечивает становление познавательной мотивации дошкольника, что в свою очередь, является ведущими критериями готовности ребенка к школе.
Задачей педагогов и родителей является стимулирование познавательной активности детей, поскольку с возрастом потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает.
Коллекционирование – рассматривается в качестве средства для развития познавательной активности и интересов, а также как одна из форм нерегламентированной познавательно-исследовательской деятельности (Русина Е. И.).
Однако практика показывает, что коллекционирование не часто используется в работе с детьми. Это связаны с трудностями, которые испытывают взрослые в процессе его организации.
2 слайд Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить особенности развития познавательного интереса детей дошкольного возраста и выявить возможности использования коллекционирования как средства развития познавательного интереса.
3 слайд Объект исследования: процесс развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
4 слайд Предмет исследования: коллекционирование как одно из средств развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 5 Гипотеза исследования: предполагается, что эффективность познавательного интереса у детей дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
- созданием предметно - развивающей среды, способствующей развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста;
- взаимодействием с родителями по созданию условий для развития познавательного интереса дошкольников.
Слайд 6 Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования; педагогическое наблюдение; исследовательская беседа с детьми; анкетирование родителей; изучение документов; педагогический эксперимент.
Слайд 7 Проблеме познавательного интереса, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования таких ученых как:
Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. М. Матюшкина, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной, Т. И. Шамовой, Г. М. Щукиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской.
Слайд 8
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Слайд 9
В первой главе исследования нами были проанализированна психолого–педагогическая литература по проблеме развития познавательного интереса детей дошкольного возраста.
Узнали особенности познавательного интереса детей дошкольного возраста
Рассмотрели психолого–педагогические условия развития
Слайд 10 во 2 главе название главы сказать
Слайд 11
Мы узнали чтоКоллекционирование – феномен культурный и исторический
Рассмотрели так же Значение коллекционирования в развитии познавательного интереса старших дошкольников
Слайд 12 В Главе 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Слайд 13
Рассмотрели этапы и методы исследования познавательного интереса
Изучили возможности коллекционирования в развитии познавательной активности старших дошкольников
Дали рекомендации по использованию коллекционирование в развитии познавательного интереса старших дошкольников
Эксперимент проводился на базе МБДОУ № 12 " Одуванчик" г. Азова в старших группах, одна из которых была экспериментальной (16 детей, вторая – контрольной (18 детей).
Экспериментальная работа включала три этапа : констатирующий, формирующий и контрольный.
Во время констатирующего этапа эксперимента были поставлены следующие задачи:
– подобрать методики, адекватные возрасту испытуемых;
– организовать процесс исследования в игровой форме;
– изучение условий развития исследовательского интереса старших
дошкольников в экспериментировании, созданных в детском саду;
– проанализировать полученные результаты.
На констатирующем этапе исследования было проведено наблюдение за проявлениями познавательного интереса детей в процессе игровой деятельности. Были подобраны дидактические игры («Узнай элементы узора», «Домино», «Лото», «Найди пару») и проведены с детьми старшего дошкольного возраста.
слайд 14 В результате познавательно – игровой деятельности были выявлены такие показатели:
Только у 14% детей (3 чел.) познавательный интерес к предметному миру полностью сформирован, у 71% детей (15 чел.) интерес к познанию проявляется достаточно часто, а 15% детей имеют довольно низкий показатель, интерес проявляют довольно редко.
слайд 15 На каждого ребенка был составлен протокол наблюдения (таблица 3.1).
Уровень проявления критериев познавательной активности оценивался следующим образом: 2 балла – проявляется ярко, постоянно; 1 балл – проявляется, но не постоянно; 0 – не проявляется. Уровень познавательной активности высокий, если всего набрано 5–6 баллов, средний – 3–4 балла, низкий – 0–2 балла.
Слайд 16
Обобщенные результаты наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности представлены в таблице 3.2 и на рисунке 3.2
Второе направление констатирующего эксперимента состояло в изучении условий развития исследовательского интереса старших дошкольников, созданных в детском саду. Для реализации поставленных задач использовались: наблюдение педагогического процесса, анализ планов работы, анализ конспектов занятий, беседа с воспитателями.
Констатирующий эксперимент показал, что в развитии познавательного интереса дошкольников воспитателями недостаточно используется развивающий потенциал семьи.
Для выявления различных возможностей использования коллекционирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, мы использовали ряд диагностических методов: анкетирование родителей и такой прием как демонстрация коллекционирования.
Слайд 17 Результаты анкетирования показали, что в 79% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календарики, стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты, фантики, 15% от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки).
В 26% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций).
Но есть семьи – 68%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию чем бы дитя ни тешилось… или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием. В процессе воспитания важно соблюдение принципа единства требования в детском саду и семье, поэтому очень важно организовать работу с родителями
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Как отмечают О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, традиционные формы подразделяются коллективные, индивидуальные и наглядно–информационные.
Для реализации приема демонстрации коллекций были составлены несколько коллекций. Началом нашей совместной работы стала "луковая" Иришка, которая пришла к ребятам в гости на одном из занятий. Сделана она была из луковицы, сухой травы и пластиковой бутылки. Во время прогулок, играя в песочнице, представили с детьми, что мы пираты, которые ищут клад. Проводя "раскопки" вместе с детьми обнаружили несколько белых гладких камешков. Откуда они могли взяться? И почему они такие гладкие?
Вечером прочитали с детьми сказку "Неприступная гора", после этого стали собирать коллекцию камней. Коллекция пополнялась после прогулок и после выходных, после отдыха детей на море. С детьми проводились интересные игры и опыты с камнями, чтобы лучше узнать их свойства.
Вместе с детьми собрали коллекцию листьев из разных растений, изготовили дидактическое лото, оригинальные поделки из сухих листьев.
К концу запланированного времени на создание коллекций дети стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекций, стали более любознательными и увлеченными. А после прочтения в старшей группе рассказа А. П. Гайдара "Чук и Гек", в котором говорилось, как запасливый Чук хранил в своей баночке множество разных полезных вещей, у детей появилось желание рассказать о своих домашних коллекциях или принести их в сад.
Мы постоянно пользуемся нашей коллекцией на занятиях, организовываем выставки поделок из природного материала. Так же проводится большая работа по привлечению родителей к увлечениям детей. Родители делились, что вместе с детьми собрали макет доисторического мира с динозаврами. Свой макет мы выставляли в мини-музей во время выставки «Все о динозаврах». Мы с ребятами оформили в альбом коллекцию фотографий о спорте. Собирали вырезки из газет и журналов, подключили сюда родителей.
В настоящее время в группе собраны коллекции камней, ракушек, листьев, шишек, семян и плодов растений, злаков, есть коллекция орехов, динозавров, поросят, марок, открыток, переливающихся календариков, металлов, коллекция
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
Заинтересовавшись созданными совместно с родителями коллекциями, дети сами и по нашей просьбе стали приносить и показывать фишки и игрушки, которые они собирают, но неохотно давали их рассмотреть или поиграть. Старались все принесенные вещи поскорее забрать домой.
Любая коллекция – это собрание странного, удивительного, нового для ребёнка. Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника. В этом возрасте превалируют наглядно- действенное и наглядно-образное мышление. Главная наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту – птичье перышко, улетающий осенний листок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы развития познавательного интереса детей свидетельствует, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования в личности ребенка этого важного психологического образования, опосредующего его отношение к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений.
Таким образом, на каждом возрастном этапе познавательный интерес имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования.
Коллекционирование в детских возрастах — одна из деятельностей, существующая в детской субкультуре. Возникновение и развитие коллекционирования происходит в связи со становлением интеллектуальной сферы и познавательной деятельности ребенка в процессе обучения в школе, а также с изменениями личности и перестройкой сферы интересов ребенка.
Коллекционирование как феномен культуры может выступать и предметом специального психологического анализа. Для этого могут быть использованы понятия «идеальная форма» (понятие Л. С. Выготского) и «деятельность» (А. Н. Леонтьев) и построена схема анализа коллекционирования как деятельности.
Анализ полученных данных в ходе исследования показал, что сниженные уровни познавательного интереса дошкольников обусловлены недостаточным практическим опытом игровой деятельности; низкой степенью познавательной мотивации; нарушением взаимосвязи детского сада с семьей; недостаточной компетентностью воспитателей.
Таким образом, для успешного формирования познавательного интереса у дошкольников деятельность педагога должна быть направлена на обеспечение максимального интереса детей в самостоятельном процессе познания, на использование интеграционного подхода к содержанию и приемам организации педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка в условиях развивающей среды, взаимодействие с родителями по созданию условий развития познавательных интересов дошкольников.