Наталья Благова
Дифференцированный подход при совершенствовании двигательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
История педагогики показывает, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличается от воспитания мальчиков. Отличия основывались на разных функциях, которые в будущем предстояло им выполнять. Физическое воспитание также в первую очередь было нацелено на подготовку ребёнка к роли мужчины или женщины.
Физическое воспитание мальчиков и девочек в большинстве дошкольных учреждений сегодня практически не имеет различий : те же упражнения, та же нагрузка, та же методика обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков. Девочки отстают от мальчиков по результатам выполнения большинства упражнений. Исследования показали, что средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метании превышают результаты девочек. Девочки же лучше мальчиков выполняют упражнения на гибкость и равновесие.
Публикация «Дифференцированный подход при совершенствовании двигательной активности дошкольников» размещена в разделах
Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников так же имеет свою специфику в зависимость от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть те деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой ярко проявляются из особенности, связанные с полом. Отмечено, что уже в пятилетнем возрасте наблюдается значительное различие между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. Девочки предпочитают данные упражнения, в то время как мальчики их практически не используют в самостоятельной деятельности. При отсутствии целенаправленного обучения разница в прыжках через скакалку у мальчиков и девочек 6 -7 лет огромна: обычно мальчики не овладевают безостановочными прыжками, совершая одиночные перепрыгивания. Девочки же осваивают разнообразные прыжки, широко используя их в самостоятельной деятельности. В процессе игр у мальчиков большое место занимает движение скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейки, танцевальные упражнения.
В процессе занятий физическими упражнениями необходимо учитывать половые особенности дошкольников по нескольким направлениям: подбор упражнений, нормирование физической нагрузки, методика обучения сложным двигательным действиям, педагогическое руководство двигательной деятельностью, участие детей в играх и соревнованиях, их двигательные предпочтения, взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений, система поощрений и наказаний требования к качеству выполнения заданий, инвентарь и оборудование, расстановка и уборка снарядов, диагностика физического состояния
Как правило, все занятия с детьми проводятся совместно, но часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия (например, на протяжение всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предлагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек. Это могут быть: в общеобразовательных упражнениях – исходные положения; в полосе препятствий – условия их преодоления: мальчики перелезают, а девочки - подлезают; в метании – расстояние до цели; в упражнениях на развитие силы мышц – дозировка). Нормирование физической нагрузки должно основываться на индивидуальных особенностях детей: состояние здоровья, физическая подготовленность. Так в группе всегда можно выделить несколько мальчиков с низким уровнем физической подготовленности, в котором повышать физическую нагрузку следует постепенно. В то же время требования поло ролевого воспитания предполагают формирование у детей установки: Мужчина должен быть сильным, чтобы защищать слабых, уметь брать на себя ответственность. Необходимо постоянно акцентировать внимание детей на то, что мальчики выполняют более трудные упражнения и, тем не мене, не нанести вред их здоровью.
Для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек этого возраста оптимален режим средней двигательной активности. Поэтому для детей с повышенной потребностью в движении необходимы дополнительные занятия в группе или выбор системы занятий в секциях. Девочки в большей степени нуждаются в побуждении двигательной активности, поэтому на них следует обращать больше внимания при организации подвижных игр. Мальчики, как правило, либо сами находят развлечения, требующие большей двигательной активности, либо сразу присоединяются к организованной двигательной деятельности.
Известно, что мальчики больше подвержены стрессу. У них сложнее проходит и адаптация к новой ситуации. А физические упражнения служат эффективным средством преодоление стрессового состояния. Дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Мальчики любят спортивные игры, например, при предоставлении свободы выбора мальчики берут мяч и пытаются играть в футбол. Если же мяч попал в руки девочкам, они аще всего начинают повторять упражнения из «школы мяча». Ленты, скакалки, обручи – предметы девочек. Центр тяжести у девочек находится ниже - они легче справляются с упражнениями на равновесии. Бывает, что девочки проявляют способности с упражнениями с явной «мальчишеской направленностью» и наоборот. Поэтому нельзя подавлять стремление детей заниматься определённым видом двигательной деятельности (если только это не вредит здоровью). Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-либо двигательной деятельности.
В играх мальчиков больше интересует результат, поэтому в выборе они чаще ориентируются на физические качества партнёра, его умение. Девочек же в выборе больше интересуют отношения с партнёрами
Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений. От мальчиков в первую очередь ожидать четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – пластичности, выразительности, грациозности. Требования к результатам также должны быть разными. Например, в прыжках со скакалкой хорошим результатом можно считать безостановочные прыжки, в то время как для девочек хороший результат – усложнённые варианты прыжков (прыжки с вращением скакалки назад, прыжки ноги скрестно, прыжки руки скрестно, прыжки вдвоём и т. д.).
Занятия физическими упражнениями должны занимать в процессе образования одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учёт половых особенностей дошкольников позволит добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенной природой.