Наталья Яльцова
Дифференциация звуков Ш-С.
▼ Скачать
Тема. Звуки Ш-С.
Цель - дифференциация звуков ш-с.
Задачи.
1. Закреплять навык дифференциации свистящего и шипящего звуков по артикуляционным признакам, в слогах, словах, названиях кар-тинок, во фразе;
2. Корригировать и развивать слуховое внимание при выполнении упражнений на дифференциацию звуков, упражнении на преобразо-вание слогов, развивать фонематическое восприятие путем диффе-ренциации изолированных звуков, в слогах, словах; работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при отборе картинок на определенный звук; мелкую моторику рук при вы-полнении упражнения пальчиковой гимнастики; навык связного устного высказывания работе над пересказом цепного текста; раз-вивать смысловую догадку с помощью игры «Путаница».
Публикация «Дифференциация звуков Ш-С,» размещена в разделах
3. воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, доброже-лательность, умение выслушивать собеседника.
Оборудование. Индивидуальный раздаточный материал.
1. Организационный момент.
Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие. Карта не только покажет дорогу, но и поможет ниче-го не перепутать и не забыть. Посмотри, здесь на карте все нарисовано. Вот домик, в котором живут мышка и слоник. Они отправятся в путешествие вместе с нами. Отправляемся в путь!
Что ты видишь в самом начале? (снежинку и змею)
2. Повторение.
Уточнение артикуляции звуков С и Ш.
Давай покажем мышке и слонику, как дует холодный ветерок и как шипит змея.
Упражнение «Холодный ветерок».
Упражнение «Змея шипит».
Характеристика звуков по артикуляционным признакам.
Давай вспомним, как правильно мы произносим эти звуки. Что делают наши губы, зубы, язычок, когда мы произносим звук [ш], [с]?
Для звука Ш
• Губы округлены.
• Зубы сближены, видны.
• Широкий кончик языка поднят к бугоркам.
• Воздушная струя теплая.
Для звука С
• Губы –в улыбке.
• Зубы – сближены, видны.
• Кончик языка – широкий, за нижними зубками.
• Воздушная струя холодная.
3. Сообщение темы занятия.
Путешествуя по карте, мы будем учиться различать звуки С и Ш. А мышонок и слоник будут нам помогать.
Развитие фонематического восприятия. Игра «Внимательные ушки».
Двигайся дальше по карте.
Сейчас ты будешь внимательно слушать. Если услышишь звук [ш], подними змейку, если звук [с] - снежинку : ш, п, с, т, а, р, ш, л, ко, ша, ма, со, вы, аш, ук, ас, шапка, каток, бананы, машина, сапоги, вагон, усы, урок, лес, лодка, малыш.
4. Закрепление нового материала.
Дифференциация звуков в слогах. «Скажи наоборот».
Продвигаясь по дорожке дальше, ты видишь… (мячик). Давай поиграем в мяч. Я бросаю тебе мяч и называю слог со звуком [c], а вы возвращаешь мне мяч и называешь слог со звуком [ш].
СА – ША АС - АШ
СО – ШО ОС - ОШ
СУ – ШУ УС - УШ
СЫ – ШЫ ЭС - ЭШ
Пальчиковая гимнастика.
Как ты думаешь, что нас ждет дальше (на картинке нарисованы руки? Правильно, сейчас мы сделаем пальчиковую гимнастику
МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА
Маленькая мышка
По городу бежит, Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.
Глядит ко всем в окошки, Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.
И пальчиком грозит: Грозим пальчиком
"А кто не лёг в кроватку? Руки прижаты ладонями друг к другу.
Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).
А кто не хочет спать? Переворачиваем руки на другой "бок".
Такого непослушного
Я буду щекотать!" Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.
Дифференциация звуков в словах.
Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно помочь слонику выбрать картинки, в названии которых есть звук [с], а мышке - картинки, в названии которых слышится [ш]. Мышка соберет свои картинки в мешок, а слоник - в сумку.
Вишня, петух, груша, носки, ландыш, муха, смородина, яблоко, капуста, санки, камыш, кукла, автобус, улитка, шапка.
-Что собрала в мешок мышка? (Мышка собрала вишню, грушу, ландыш, камыш, шапку).
- Что нашел слоник? (Слоник нашел носки, смородину, капусту, санки, автобус).
Запомни эти картинки.
Составление и пересказ рассказа «День рождения мышки».
Прошли мы по дорожке и нашли конверт. Давай посмотрим, что в нем. Здесь картинка. Да это за-колдованный рассказ. Помоги мне его расколдовать!
«День рождения мышки».
Мышка пригласила на день рождения … (слона).
Слон подарил ей … (ромашки).
Ромашки понравились … (мышке).
Мышка угостила слона … (ананасом).
Послушай, какой у нас получился рассказ.
А теперь ты попробуй мне его рассказать.
А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомни картинки, которые собрали мышка и слоник, и вернись назад по дорожке.
Ребенок вспоминает картинки.
А домой мы вернемся по короткому пути.
«Путаница». Вот и домик мышки и слоника. Вошли зверята в дом и стали сочинять стихи да все пе-репутали.
Помоги им, исправь их ошибки:
Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку».
На виду у детворы
«Крысу» красят маляры.
Пожарный носит «кашку»,
Саша ела «каску».
Миша пляшет в «Машке»,
Кашу дали «маске».
5. Итог занятия.
Молодец! На этом наше путешествие подошло к концу.
- Какие звуки мы учились различать?
- Что тебе понравилось на занятии?