Елена Трубина
Дифференциация звуков по звонкости-глухости. Различение на слух согласных звуков [Б]-[П].
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогам на практике приходится сталкиваться с такими проблемами детей, как недифференцированность произношения парных согласных звуков, замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, замена звуков звуками близкими по артикуляции или акустическим признакам. Недостаточное владение фонематическим слухом и фонематическим восприятием в школьном обучении приводит к акустической дисграфии, которая затрудняет овладение процессом письма.
Публикация «Дифференциация звуков по звонкости-глухости, Различение на слух согласных звуков [Б]-[П],» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
Акустическая дисграфия – частичное специфическое нарушение письма, образовавшееся на фоне недостаточности или искажения восприятия речевого сигнала, характеризующееся стойкими и повторяющимися ошибками, выражающимися в смешении и замене согласных оппозиционных букв, искажении звуко-слоговой структуры, нарушении слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмах. [1,477]
Для профилактики акустической дисграфии необходимо еще в дошкольном возрасте заняться работой по дифференциации звонких и глухих согласных. В старшем дошкольном возрасте необходимо уделять большое внимание развитию фонематического синтеза и анализа, восприятию звукового состава слова, что влияет на способность дифференцировать звуки сходные по звучанию : по звонкости-глухости (В-Ф, Б-П, Д-Т, Г-К, твердости-мягкости (Б-Б*, П-П*).
При работе над дифференциацией на слух согласных по звонкости-глухости следует учитывать определенную последовательность, а именно:
- знакомство со звуками (произнесение звуков вслух).
- сравнение артикуляции и характеристик звуков;
- дифференциация звуков в слогах (воспроизведение слоговых рядов, преобразование слоговых рядов);
- дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях;
-дифференциация звуков во фразах;
-дифференциация звуков в чистоговорках; [3, 336]
В статье предложен один из вариантов индивидуального занятия в подготовительной группе, в ходе которого ребенок на практическом уровне учиться сравнивать два звука по звонкости-глухости. Дифференциация звуков в данном занятии используется на уровне слогов и слов.
Тема: «У нас в гостях Булька с Пулькой»
Цель: Дифференциация звуков [Б]-[П]
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
1. Учить различать звуки [Б]-[П].
2. Закреплять понятия «звонкий-глухой согласный».
3. Развитие фонематического слуха.
4. Закрепить произношение звуков [Б]-[П] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-обучающие:
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6. Снятие мышечных и эмоциональных зажимов.
Коррекционно-воспитательные:
7. Воспитывать адекватное отношение к заданиям и аккуратность при выполнении, удовлетворение за правильное выполнение заданий.
Оборудование: 2 игрушки собачки черная и белая, касса букв, предметные картинки со звуками [Б] и [П] для ребенка (палка, банка, батон, пушка, подушка, бусы, кабачок, текст с буквами [Б] и [П], таблица с изображением букв [П] и [Б].
Ход занятия:
I. Организационная часть:
Педагог: У нас в гостях 2 собачки Булька и Пулька. Посмотри внимательно на них, погладь, потрогай. Как ты думаешь, похожи они друг на друга? Чем они отличаются? В кличке Булька какой первый звук? [Б]. А в кличке Пулька? [П]. Сегодня Булька и Пулька будут нам помогать различать 2 звука [Б] и [П].
П. Основная часть:
1. Произнесение звуков Б, П.
2. Сравнение артикуляции и характеристик этих звуков.
Педагог: Давай произнесем с тобой звук Б, а теперь П. Чем похожи друг на друга эти 2 звука? (Согласные, твердые, губные) А чем отличаются? (звонкий – глухой)
3. Воспроизведение слоговых рядов:
Педагог: Булька и Пулька умеют играть на барабане. Пулька бьет тихо, а Булька – громко. Они играют в барабан по очереди. Па-па-па – играет Пулька, ба-ба-ба – играет Булька. А теперь они играют вместе. Послушай, как у них получается и повтори.
Па-па-ба ба-па-ба зба-спа-спа
Па-па-ба ба-ба-па зба-зба-спа
Па-па-ба ба-па-па зба-спа-зба
4. Преобразование слоговых рядов, слов - Игра «Наоборот», «Дразнилки» :
Педагог: Булька с Пулькой дразнят друг друга. Они хотят и с тобой поиграть в «Дразнилки». Сначала дразнит Пулька: па-па-па, а ты отвечай наоборот: ба-ба-ба, а теперь - Булька - ба-ба-ба, а ты отвечай наоборот.
бо-бо-бо, бу-бу-бу, бы-бы-бы
Спа-спа-спа, зба-зба-зба, збо-збо-збо, спу-спу-спу, спы-спы-спы.
4.1. Педагог: А теперь я буду тебе называть слова со звуком Б, а ты замени Б на П и назови другое слово: Я говорю БАК, а ты -…. (пак)
бас-пас, бух-пух, быль-пыль, балка-палка, бочка-почка, бабочка- папочка.
Физминутка:
Булька скачет по полям, (бег по кругу)
Пулька - шустро по лугам. (Бег в обратную сторону)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Превратились мы в клубок. (Присели на корточки, обняли колени руками)
Остановились, (Встали на ноги)
Солнцу поклонились, (Выполнили поклон)
Очень дружно порезвились. (Руки на поясе, Наклоны в стороны)
5. Добавь ПА или БА, чтобы получилось слово:
Педагог: Булька и Пулька хотят послушать как ты умеешь придумывать новые слова. Я буду говорить часть слова, а ты добавляй Ба или Па.
Жа-ба, шай-ба, ре-па, бом-ба, ли-па, ры-ба, ла-па, шля-па, шу-ба.
6. Отбор картинок на П-Б.
Педагог: Перед тобой сидят Пулька и Булька. Разложи картинки со звуком Б Бульке, а со звуком П - Пульке (после выполнения задания попросить запомнить, что нарисовано и положить карточку вниз картинкой) (палка, банка, батон, пушка, капуста, бусы, подушка, кабачок).
7. «Бабушкина игра»
Педагог: Я буду задавать тебе вопросы. Отвечать на вопросы нужно полным предложением. Тебе бабушка прислала на наряды сто рублей.
Что хочешь, покупай, но наряды выбирай лишь со звуком Б в названии. Приготовились. Внимание!
Ты наденешь юбочку с блузкой или платье?
Ты выберешь шубу или пальто?
На голове будет бант или шляпа?
А, может быть, тюрбан или платок?
На шею наденешь бусы или цепочку?
На юбочке будет бахрома или пампушки?
Что ты выберешь, брошь или клипсы?
Блузку украсит булавка или пуговицы?
Платочек будет из полотна или батиста?
Жилетка будет из бархата или плюша?
III. Итоговая часть:
1. Сегодня мы различали два звука, какие, помнишь? (Б и П).
2. Как зовут собачек, которые были у нас сегодня в гостях? (Булька и Пулька).
3. Какой звук первый в кличке Булька?
4. А в кличке Пулька?
5. Чем похожи эти звуки? Чем отличаются?
6. Вспомни, какие слова мы называли со звуком П, а какие со звуком Б.
Собачкам очень понравилось с тобой играть, а тебе?
За то, что ты хорошо выполнял задания и играл, они хотят подарить тебе свои портреты (Картинки с точечным изображением двух собак, а ты дома их обведи по точкам и раскрась. (Прощаются).
Список используемой литературы:
1. Логопедия [Текст] : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/под ред. Л. С. Волкова. –5-е изд. ; перераб. и доп. - Москва: ВЛАДОС, 2009. – 703с.
2. Мазанова, Е. В. Коррекция акустической дисграфии [Текст] : конспекты занятий для логопеда/ Е. В. Мазанова. - Москва: ГНОМиД, 2008. - 184с.
3. Поваляева, М. А. Полный справочник [Текст] : настольная книга логопеда. /М. А. Поваляева. – Москва: Астрель; Полиграфиздат, 2010. - 608с.
4. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов [Текст] : пособие для логопедов/ Е. А. Пожиленко. - Москва: ВЛАДОС, 1999. - 224с.