Надежда Матехина
Занятие по речевому развитию «Дифференциация звуков [п], [б]. Профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация звуков [П], [Б]. Профессии.
Цель: Закрепление навыка различения звуков [П], [Б] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Тема: Дифференциация звуков [П], [Б] в слогах, словах, фразах. Профессии.
Задачи: 1. Коррекционно - образовательные:
- обобщить знания детей о профессиях;
- закрепить понятие о механизме образования звука (П, Б);
Публикация «Занятие по речевому развитию „Дифференциация звуков [п], [б], Профессии“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- упражнять в умении различать звуки [П], [Б] на слух изолированно и в слогах;
- закрепить умение определять место звука в слове;
- продолжать учить составлять сложно - подчиненные предложения;
- закрепить связь между звуком и буквой;
- упражнять в чтении слогов и слов.
2. Коррекционно - развивающие :
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать слуховую память;
- развивать мыслительные процессы (анализ, сравнение).
3. Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать усидчивость, самоконтроль за собственной речью, желание активно работать.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.
Оборудование: Звуковые пеналы, полоски с тремя квадратами, тарелки с манкой, коробки с болтами, предметные картинки, на звуки [П], [Б], слайды.
Ход:
1. Организационный момент.
- Мы снова с вами встретились и нам уже пора подружиться.
«С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки».
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем огорчаться,
Мы умеем удивляться,
Мы умеем восхищаться,
- Молодцы! Все наши эмоции идут от сердца.
- Ребята, найдите свое сердце, прижмите обе руки к груди и прислушайтесь, как оно стучит: тук – тук… Представьте, что в груди вместо сердца маленький кусочек ласкового солнышка. Яркий, теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте пошлем немного света нашим гостям.
Пальчиковая гимнастика
Солнышко, солнышко.
Погуляй у речки,
Солнышко, солнышко.
Разбросай колечки
Мы колечки соберем,
Золоченые завьем.
На носочки встанем
И гостям подарим.
2. Загадки.
Логопед: - А сейчас для вас, ребята
Загадаю я загадки.
Правильные отгадки покажет вам,
Наш волшебный экран.
Слушайте внимательно,
Думайте старательно.
СЛАЙДЫ
Мастерица на все руки
Нам сошьет пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха.
Кто она, скажи? (Портниха)
С сумкой тяжёлой обходит район,
Письма нам в ящик кладёт. (Почтальон.)
У этой волшебницы, этой художницы,
Не кисти и краски, а гребень и ножницы.
Она обладает таинственной силой:
К кому прикоснётся, тот станет красивый. (Парикмахер.)
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)
В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. (Бухгалтер.)
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает. (продавец)
Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула, она -. (Балерина.)
СЛАЙД
- Загадки отгадали, а теперь подумайте, как назвать одним словом все наши отгадки (ПРОФЕССИИ).
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
3. Сообщение цели.
- Ребята, послушайте, в словах продавец, повар, почтальон, парикмахер какой первый звук? (П).
- В словах бухгалтер, балерина? (Б).
- Вы, наверное, догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать?
- Да, сегодня мы будем работать с твердыми звуками П и Б, различать их, находить сходство.
4. Сравнение характеристик звуков П и Б.
- П и Б - это имя звука, а каждое имя надо произносить четко и правильно.
- Давайте сравним произношение звуков.
- Произнесите звук П.
Воздух в носик надувайся
П сквозь зубы прорывайся.
- Как мы произносили звук П?
(ГУБЫ СОМКНУТЫ, ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ БЫСТРО
РАЗРЫВАЕТ СОМКНУТЫЕ ГУБЫ)
- Значит звук П какой? (СОГЛАСНЫЙ)
- Приставим к горлу ладонь и произнесем звук П.
- Что происходит с горлышком, дрожит? (НЕТ).
- Значит какой звук П? (ГЛУХОЙ).
- Произнесите звук Б.
Б легко произнеси,
Голосок подключи.
- Как мы произносили звук Б? (ГУБЫ СОМКНУТЫ, ВОЗДУШНАЯ
СТРУЯ БЫСТРО РАЗРЫВАЕТ СОМКНУТЫЕ ГУБЫ)
- Значит звук Б какой? (ТО ЖЕ СОГЛАСНЫЙ)
- А когда произносим звук Б? (ГОРЛЫШКО ДРОЖИТ).
- Значит, какой звук Б? (ЗВОНКИЙ).
- Ребята, звуки П и Б какие звуки?
(СОГЛАСНЫЕ, ЗВУК П - ГЛУХОЙ, ЗВУК Б –ЗВОНКИЙ)
5. Игра «Определи звук».
- Давайте пройдем за столы и поиграем в игру.
На экран посмотри.
Звук по схеме определи.
Если звуковичок звучит,
Значит, звонкий звук звучит. Б-Б-Б
Если молчит звуковичок наш,
Звук глухой говорим сейчас. П-П-П
СЛАЙД
6. Игра «Глазки спят - ушки слушают».
БА - ПА
БУ – ПУ - ПУ
ПО – БО - ПО
ПЫ – ПЫ – БЫ - БЫ
7. Определи место звука в слове.
- Звуки «Б» «П» любят играть в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, середине и в конце слова.
- Синюю фишку возьмите. Место звука в слове определите.
КЛУБНИКА, БУСЫ.
ПАУК, СЕРП, ЛАПКА.
- Почему, ребята мы взяли синею фишку?
(ПОТОМУ ЧТО ЭТИ ЗВУКИ ТВЕРДЫЕ)
8. Игра «Подари подарки Поле и Боре». СЛАЙД
- Посмотрите на экран. Это Боря, это Поля. Мы сейчас будем дарить им картинки. Поле – картинку со звуком …. (П). Боре картинку со звуком ….Б.
Я подарки положила
В разноцветный сундучок.
Вы картинки берите,
Подходите и дарите.
(ДЕТИ БЕРУТ ИЗ СУНДУЧКА КАРТИНКУ И ДАРЯТ ПОЛЕ И БОРЕ, СОСТАВЛЯЯ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ)
9. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Ребята, давайте мы с вами отправимся в путешествие. На чем можно путешествовать? …. Ну, нам, наверное, лучше всего отправиться в путешествие на машине. А мы будем …. А кем мы будем, отгадайте загадку:
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - … (Шофёр)
- Мы, то же будем шоферами. Взяли крепко руль.
- Ой, ребята, нам надо проверить, как у нас закручены колеса. Это очень важно для безопасности. Сейчас мы пройдем в ремонтную мастерскую «Шиномонтаж» и там поупражняемся закручивать болты. Надо к каждому болту подобрать соответствующую гайку и закрутить до конца.
«Закрути болты»
- Молодцы, вы все очень хорошо справились с заданием.
- Что мы с вами делали сейчас? (МЫ ЗАКРУТИЛИ БОЛТЫ). Теперь нам нечего опасаться. Поехали.
«Шофер»
Качу, Качу
Во весь опор.
Я сам мотор.
Я сам шофер. Бегут по кругу, крутят воображаемый руль.
Нажимаю
На педаль,
И машина
Мчится вдаль. Останавливаются, нажимают на воображаемую педаль правой ногой, бегут по кругу в противоположную сторону.
10. Буквы П - Б.
- Сейчас, я предлагаю вам нарисовать портреты букв Б и П. А сделаем мы это, необычным способом. Рисовать мы будем портреты на манке.
- На письме звук [П] обозначается буквой П. СЛАЙД
На хоккее, на футболе,
Буква П ворота в поле.
ДЕТИ ПРОРИСОВЫВАЮТ БУКВУ П.
- Пишем букву сверху вниз – длинная палочка, короткая, затем опять длинная.
- Напишите пальцем букву П в тарелке с манкой.
- Звук [Б] обозначается буквой Б. СЛАЙД
Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком.
- Напишите пальцем букву Б в тарелке с манкой.
ДЕТИ ПРОПИСЫВАЮТ БУКВУ Б.
11. Чтение слогов.
-Посмотрите, ребята по небу плывут необычные облака. Прочитайте слоги со звуком [Б]. СЛАЙД
ДЕТИ ЧИТАЮТ.
- А здесь шарики воздушные, ветерку послушные со звуком [П]. СЛАЙД
ДЕТИ ЧИТАЮТ.
12. Чтение слов.
- Буквы бегали, как белки.
И играли все в горелки.
Завертелись, закружились.
В одном месте очутились.
- Наши буквы очутились в снежинках. Кто может прочитать слова, которые получились?
СЛАЙД
13. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Какие это звуки?
14. Оценка деятельности детей.
- Ребята, вы сегодня очень хорошо играли со звуками П и Б, старались, отвечали на вопросы, читали.
- А вам – если понравилось, улыбнитесь, если не очень понравилось, то огорчитесь.
- Я вижу, что вам понравилось. Вам солнышко дарит солнечные приветики. Они вам будут улыбаться, и дарить тепло и доброту.