Анна Кленкина
Дидактическое пособие «Звуковые совята»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная школа предъявляет к будущим первоклассникам ряд требований, одной из главных является сформированность навыков чтения.
Чтение - один из базисных способов восприятия любой информации, овладение им во многом определяет успешность обучения в современной школе.
В ходе решения этой задачи приходится сталкиваться с рядом трудностей.
К причинам трудностей выработки навыков чтения относятся:
- недостаточная подготовленность детей к звукобуквенному анализу и синтезу;
Публикация «Дидактическое пособие „Звуковые совята“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Сова, совушка, совенок, совята
- Сова. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2018
- усвоение понятий гласный звук, твердый, мягкий согласный звук;
- буква, слог, ударение, точка, схема слова, предложения;
Перечисленные звуковые единицы носят абстрактно-символический характер и требует соответствующего уровня развития понятийного и дискретно-логического мышления. Особенно эти трудности выявляются у детей с нарушениями речевого развития.
Несформированность фонематического слуха, нарушение звукопроизношения, слоговой наполняемости слов, приводит к определенным сложностям в освоении навыков чтения.
Совята, выполненные в форме коробочек из картона. У совят крылышки, и перышки окрашены в соответствии с условным цветовым обозначением звуков.
Например: если Совенок принес гласный звук, то крылышки и перышки красного цвета. Если Совенок принес твердый или мягкий согласный, то крылышки и перышки будут синего или зеленого цвета. А если Совенок принес звук, который может быть и твердым и мягким, то одно крылышко и перышко синего цвета, а другое зеленого цвета.
Дополнительный материал:
- Предметные картинки с предметами, в которых есть изучаемый звук, в разной позиции (в начале, в середине, в конце слова)
- буквы
- схема слова, предложения, ударного слога.
- фишки красного, синего и зеленого цвета.
- слоговые таблицы.
- слоги.
- звоночек.
Работа с пособием.
1. Упражнение "Определи звук"
Цель: учить детей выделять заданный звук в словах, его место в слове (в начале, середина, конец)
Ребенку предлагаются предметные картинки, на которых изображены предметы, в названии которых есть заданный звук. Произнося слово, необходимо выделить данный звук и определить, где он находится в слове, какой это звук гласный или согласный, твердый или мягкий.
2. Упражнение "Знакомство с буквой"
Цель: познакомить детей с буквой
"Ребята, ведь звуки невидимы, мы можем их только слышать и произносить, а вот чтобы увидеть этот звук, нужно надеть на него специальное платьице-букву.
Звук "А" обозначается буквой А, демонстрируется буква А, принесенная Совенком.
Детям предлагается:
- выложить букву из палочек, вылепить из пластилина.
- обвести ее пальцем.
- прописать в воздухе.
- напечатать в тетради т. д.
3. Упражнение "Разбери слово"
Цель: выполнение звукобуквенного анализа слова;
Ребенку предлагается предметная картинка необходимо выполнить звуковой анализ слова. На схеме слова ребенок выкладывает соответствующие фишки (красная, синяя, зеленая)
4. Упражнение " Звонкий или глухой"
Цель: речевое развитие, учить определять звонкий или глухой согласный звук.
Ребенку предлагается произнести согласный звук, приложив ладонь к шее.
Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук глухой-вибрации не будет. Дети произносят слова со звуками для сравнения дом-том, коза-коса, жить-шить, бар-пар.
Предложить детям самостоятельно определить звонкий или глухой звук в слове.
5. Упражнение "Сколько слогов?"
Цель: речевое развитие,подготовка к обучению грамоте: делить слова на слоги, определять на слух, сколько слове слогов.
Ребенку предлагаются предметные картинки необходимо, сосчитать, сколько слогов в данном слове. Ребенок может прохлопать данное слово, выложить фишки по количеству слогов или показать правильную схему.
Многофункцианальное пособие"Звуковые Совята" направлено на достижение образовательных целей:
- знакомство со звуками и буквами;
- обучению чтению;
- развитие мелкой моторики;
-развитие речи и обогащение словаря;
-развитие психических процессов.