Ольга Феденкова
Дидактическое пособие «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития воспитанников является моделирование. Его применение открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в работе с детьми, в том числе помогает воспитанникам получить представления о времени.
Публикация «Дидактическое пособие „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2014
Поскольку для мышления дошкольников характерны предметная образность и наглядная конкретность, формировать представление о времени и его единицах, опираясь только на словесно-логические связи и объяснения, очень сложно. Такие временные характеристики, как длительность, последовательность и цикличность, лучше рассматривать на основе технологии моделирования.
Ещё полвека назад Т. Д. Рихтерман обращал внимание на необходимость использования предметно – схематических моделей при формировании у детей временных представлений.
Цель: использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени года.
Задачи:
формировать представления детей о временах года;
закреплять у детей знания и представления об особенностях каждого времени года;
развивать у детей умения выделять характерные признаки времён года;
закреплять у детей знания о названиях месяцев;
воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость, учить наблюдать и анализировать явления природы.
Материал:
Картон, самоклеющаяся плёнка, ножницы, линейка, карандаш, картинки, скотч.
При формировании представлений о временах года в младшей группе ярким примером служит календарь природы, на котором год представлен условно в виде картинок с одним и тем же пейзажем в разное время года.
В средней группе модель может быть изображена в виде кукол, олицетворяющих весну, зиму, лето и осень, каждая из них стоит на круге в определённом месте. Можно использовать на модели характерные для этого времени года дары природы (снежинка - зима, подснежник – весна, ягода – лето, жёлтый лист – осень).
Модель года удобно представлять на основе живого объекта, например, символически изображенного дерева, где каждый сектор отражает особенности развития дерева в разное время года (весной – дерево с почками, молодыми листочками и цветами, летом – с плодами, осенью – с жёлтыми листьями, зимой – голое или в снегу). Под дерево дети распределяют картинки, подходящие времени года.
В старшей группе предметные модели заменяются условно-символическими, где крайне редко проскальзывают как подсказки предметные символы. Чаще всего эта условность выражается в использовании цветовых символов. Так, воспитанники средних и старших групп при составлении модели года каждое время года обозначают секторами разного цвета. По традиции синим цветом – зиму, зелёным, символизирующим молодую листву и травку, - весну. Красным цветом – лето красное, а жёлтым – пору золотой листвы, осень.
В подготовительной группе модель года усложняется : воспитанники отражают на модели не только времена года, но и месяцы. При изображении месяцев предлагается использовать оттенки цветов, характерные для времени года, с которым они соотносятся. Так, зимние месяцы можно изобразить синим, голубым и белым цветом, весенние – салатовым, ярко-зелёным и тёмно-зелёным и т. д. В работе с моделью данного вида детям предлагаются задания типа «Найди на схеме ноябрь», «Найди месяц обозначенный оранжевым, голубым цветом», «Покажи на модели зимние, весенние месяцы», «Покажи месяц, который зиму начинает, а год заканчивает» и др.
Таким образом, использование моделирования при формировании представлений о временах года может сделать этот процесс интересным и увлекательным для детей. Как только воспитанники освоят простые модели, можно привлекать их к совместному, а затем и самостоятельному моделированию. Модели, особенно сделанные своими руками, значительно облегчает дошкольникам восприятие и осмысление сложнейшего понятия времени, будут способствовать сохранению у них устойчивого познавательного интереса.