Ирина Алеханова
Дидактическое пособие «Вершки и корешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Алеханова И. Е.
МБДОУ д/с № 48 Кстовский р-он, с. Новоликеево
Описание пособия «Вершки и корешки»
Актуальность идеи работы (социальная и психологическая безопасность дидактического пособия).
Публикация «Дидактическое пособие „Вершки и корешки“» размещена в разделах
Дидактическое пособие «Вершки и корешки» предназначено для использования детьми 3-4 лет (2 младшей группы). Оно способствует выполнению программных образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности (НОД) - групповой, подгрупповой и индивидуальной, так и в самостоятельной деятельности детей (СДД).
Социальная и психологическая безопасность пособия :
В пособии нет явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
Пособие не вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка.
Пособие соответствует указанному в описании возрасту детей.
Пособие привлекательно для ребёнка.
Имеется возможность полифункционального использования пособия для развития способностей ребёнка (познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).
Пособие эстетично по внешнему виду.
Возможно использование пособия в коллективной игре.
Пособие довольно прочное и долговечное.
Соответствие возрастным особенностям детей. Возможность полифункционального использования для развития способностей детей.
Пособие представляет собой игровую панель – двухстороннюю «грядку» с липучками, на которую крепятся детали (тоже с липучками на обратной стороне) - вершки и корешки - довольно крупного размера.
Цель игры:
правильно совместить детали овощей – вершки с корешками.
Способы игры :
1) Фанерная «Грядка» вставляется вертикально в довольно тяжелое основание-держатель (ЛДСП). В этом случае играть с этим пособием можно на полу (на ковре) - во время СДД, прикрепляя детали овощей на липучки, чтобы получился «правильный» овощ.
2) В таком же вертикальном положении можно поставить его на стол – во время НОД – но обязательно контролируя, чтобы вся конструкция не упала. Во время НОД дети выполняют задания педагога: найди нужный корешок, убери лишний вершок, назови получившийся овощ, найди такой же овощ, как на рисунке, как в нашем уголке природы, посади на грядку репку, сорви с грядки капусту, найди и исправь ошибку и т. п.
3) Кроме того, дети могут играть в «Вершки и корешки», используя «грядку» без основания-держателя, расположив ее горизонтально либо на столе, либо снова на полу.
4) Можно играть просто отдельными предметами (вершками и корешками) составляя их на столе в одно целое (например, собрать морковку или редиску и т. п.)
5) Дети делятся на команды Вершков и Корешков, взяв соответствующие предметы в руки. По команде «Вершки» ищут свои «Корешки» - подбегают к соответствующему ребенку. Затем наоборот: «Корешки» ищут свои «Вершки» - кто быстрее. Можно меняться предметами, если игра усвоена.
6) Можно использовать фигурки в качестве шаблона для рисования: положить на лист бумаги, обвести карандашом и затем раскрашивать (как в СДД, так и во время НОД).
Цели и задачи.
Цели и задачи также отражают полифункциональность пособия, поскольку затрагивают все образовательные области.
Цели:
1. Создание пособия, способствующего выполнению программных образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности (НОД) - групповой, подгрупповой и индивидуальной, так и в самостоятельной деятельности детей (СДД).
2. Привлечение родителей воспитанников 2 младшей группы к изготовлению пособия – участию в жизни группы.
Образовательные задачи:
1. Упражнять в классификации овощей по принципу: что у них съедобно: корень или плоды на стебле. (ОО Познавательное развитие).
2. Закреплять умение различать и называть овощи. (ОО Познавательное развитие).
3. Закреплять знания детей о пользе овощей для здоровья. (ОО Познавательное развитие).
4. Знакомить с правилами поведения в природе (если отломить вершки, не вырастут корешки – может погибнуть все растение). (ОО Познавательное развитие).
Развивающие задачи:
1. Развивать мышление, зрительное внимание, связную речь, мелкую моторику рук, эстетическое восприятие.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к природе.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время игры (ОО Соц-ком. развитие).
3. Воспитывать желание участвовать в уходе и наблюдением за растениями в уголке природы, на участке (огороде) в детском саду и дома, помогать взрослым. (ОО Соц-ком. развитие).
4. Воспитывать уважительное отношение к труду. (ОО Соц-ком. развитие).
5. Воспитывать умение слушать, исполнять и инсценировать песенки, сказки, загадки об урожае, смотреть мультфильмы (р. н. сказки «Мужик и медведь», «Репка», р. н. муз. игра «Репка-репонька», м/ф «Вершки и корешки» и др. об урожае, овощах, рассматривать картинки и иллюстрации. (ОО Худ. -эст., речевое развитие)
Оздоровительные задачи:
1. Воспитывать потребность к употреблению в пищу овощей и фруктов. (ОО Физическое развитие).
2. Формировать представление о здоровом образе жизни. (ОО Физическое развитие).
3. Формировать представление о безопасном поведении в природе (съедобное-несъедобное). (ОО Физическое развитие).
Этапы изготовления пособия.
1. Возникновение идеи создания и мысленного образа пособия.
2. Беседы с родителями по выявлению помощников с имеющимися талантами и необходимыми инструментами.
3. Покупка и приобретение нужных материалов (фанера (4 мм, ЛДСП, кромка для ЛДСП, гуашь, лак, липучка) и инструментов (лобзик, вибрационная шлифмашинка, пила по ЛДСП, конфирматы, отвертка, наждачная бумага, кисточки).
4. Создание контура рисунка на фанере, раскрой материала – «грядка», вершки и корешки.
5. Вырезание лобзиком деталей пособия.
6. Шлифовка деталей из фанеры.
7. Рисование гуашью.
8. Покрытие лаком – 5 слоев.
9. Изготовление основания-держателя из ЛДСП: раскрой, распил, кромление, сборка.
Экологичность материалов для изготовления пособия.
1. Все использованные для пособия материалы – фанера, ЛДСП, гуашь, лак – современные, новые, с неистекшим сроком годности, пригодные для изготовления детской мебели и игрушек.