Анджела Рахматулина
Дидактическое пособие «Универсальное лото»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию дидактическое пособие, изготовленное своими руками. Конечно, сейчас можно купить красочное пособие, но оно не всегда охватывает, те задачи, которые ставятся перед детьми в той или иной учебной и игровой ситуации.
А в каждой группе есть дидактическая игра, в которой утеряны или пришли в негодность картинки, есть старые книги, журналы и т. д. Все это сподвигло меня на создание дидактического пособия «Универсальное лото».
Публикация «Дидактическое пособие „Универсальное лото“» размещена в разделах
Цель этого пособия : обогащения опыта детей знаниями и сведениями об окружающих предметах, раскрытие ретроспективного и перспективного взгляда на предметное окружение, расширение представлений о целесообразности создания человеком различных предметов для использования их людьми, выделение особенностей различных предметов, развитие познавательных способностей, речи детей
Задачи:
- развивать умение детей определять способ действия конкретных предметов и называть способ их использования и назначение;
- учить самостоятельно придумывать и загадывать загадки о предмете с описанием функций и назначения;
- устанавливать причинно – следственные связи между предметом и прльзой от него, между человеком и природой к ориентации в многообразии предметного мира;
- развивать у детей мыслительные процессы, логическое мышление, связную речь детей;
- воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, дружелюбия, соблюдения игровых правил
Актуальность: развитие познавательно – исследовательских способностей детей в детском саду происходят в процессе обучения и достижения определенных дидактических целей.
Дидактических материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослыми.
Ценность дидактического пособия обусловлено особенностями, взаимосвязью увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения представлений и знаний детьми.
В ходе игры ребенок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, рассуждать, делать выводы, выделять особенности различных предметов.
Описание дидактического пособия :
Дидактическое пособие представлено в виде игры лото, имеющего несколько вариантов игры «Универсальное лото». Состоит игра из карточек – таблиц для лото, разделенных на 6-9 частей и предметных картинок, которые соответствуют определенному заданию. Наборы картинок образуют несколько серий – вариантов. Все они позволяют упражнять детей в классификации по самым разным признакам.
В первом варианте игры «Лото» - дети должны систематизировать и классифицировать предметные картинки по заданному образцу и собрать картинки по определенному заданию – способствует развитию внимания, памяти.
Во втором варианте игры «Геометрическое лото» - дети определяют геометрическую фигуру и подбирают картинки предметов, которые имеют форм у этой фигуры – развивает зрительное восприятие, мышление.
В третьем варианте игры «Техническое лото» - дети подбирают картинки по назначению и способу использования предмета, определяют необходимость и значимость предметов для человека – развивает логическое мышление и способность к рассуждению.
В четвертом варианте игры «Угадай из чего сделано?» - дети учатся группировать картинки с предметами по материалу из которого они сделаны, и, выделяют признак и назначение предмета для человека – развивает умение делать выводы, классифицировать предметы и определять их в быту.
Наборы картинок образуют несколько серий. Все они позволять упражнять детей в классификации по самым разным признакам.
Дидактическая игра «Логическое лото»
Вариант № 1 «Подбери и назови»
Цель: учить группировать предметы по определенному общему признаку, закреплять умение называть предметы обобщенным словом, развивать внимание, память.
Ход игры
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поиграем в игру «Подбери и назови»
(раздает детям карточки). Посмотрите, что изображено на них.
Дети рассматривают карточки и отвечают.
Воспитатель: Ваша задача – подобрать картинки по заданному признаку и объяснить свой выбор.
Каждый ребенок собирает серию картинок, изображающих предметы, объединенные одним признаком и имеющие общее название.
Например: на карточке изображен корабль – надо подобрать картинки с изображением кораблей; грибы – подобрать картинки с изображением грибов и т. д.
Дети собирают свои серии картинок, в соответствии с заданием и обосновывают свой выбор.
Вариант № 2 «Кто быстрее»
Цель: развивать умение группировать предметы по способу их использования, закреплять представления о предметах рукотворного и природного мира.
Ход игры
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая называется «Кто быстрее».
Детям раздают предметные картинки и предлагают внимательно рассмотреть изображения на них.
По заданию воспитателя дети выполняют названные действия:
«Все у кого изображены цветы – подойдите к столу, у кого предметы природного мира – бегите ко мне, а у кого – корабли – к окну и т. д.»
Воспитатель проверяет не ошиблись ли играющие.
Дидактическая игра «Геометрическое лото»
Вариант № 1 «Найди похожий предмет»
Цель: упражнять детей в умении группировать предметы по форме, устанавливать сходство и различие предмета с образцом.
Ход игры
Каждый ребенок выбирает карточку на которой изображена геометрическая фигура – овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник и подбирает к ней картинку с изображением предметов, похожих на данную геометрическую фигуру.
Например: круг – часы, тарелка, дорожный знак, яблоко, руль, мяч, кольцо;
овал – огурец, яйцо, шарик, батон, киви, слива;
квадрат – телевизор, часы, кубик, окно, дом, сруб, монитор;
прямоугольник – пакет молока, шкаф, флаг, поднос, табло, комод;
треугольник – крыша, пирамида, копна, лист, угол;
В конце игры дети проверяют правильность выполнения задания и объясняют свой выбор.
Вариант № 2 «Кто, кто в теремочке живет?»
Цель: закреплять умения детей группировать предметы по форме, определять сходство и различие.
Ход игры
Воспитатель раздает детям предметные картинки. Каждый игрок подходит к воспитателю, который держит в руках карточку с геометрической фигурой и спрашивает «Кто, кто в теремочке живет?». Воспитатель отвечает игрокам: «Пущу тебя в теремок, если ты на меня похож и чем похож». Дети объясняют свой выбор и обосновывают его.
Дидактическая игра «Техническое лото»
Вариант № 1 «Найди предмет по названному признаку»
Цель: закреплять умение группировать предметы по назначению и способу использования (правильно понимать функцию предмета) и понимать значение предметов, необходимых для жизни человека.
Ход игры
Каждый ребенок выбирает карточку, на которой изображены предметы, облегчающие жизнь человека, и помогающие человеку в быту. Воспитатель объясняет задание, загадывает детям загадки и просит отгадать и собрать все картинки, которые соответствуют заданию.
Например: карточки с изображением наземного транспорта и задает детям вопрос- на чем можно ездить по земле и дети подбирают, соответствующие картинки – автобус, велосипед, машина, поезд, мотоцикл и т. д. ; на чем можно летать по воздуху – самолет, вертолет, дельтаплан, ракета и т. д. ; какие машины помогают дома, в быту – пылесос, стиральная машина, швейная машинка, миксер и т. д. ; что работает от электричества; что имеет колеса и другие задания. Дети подбирают картинки. Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит задания и сумеет объяснить свой выбор.
Вариант№ 2 «Знаешь ли ты, для чего нужен предмет?»
Цель: продолжать учить определять назначение и функции предметов, облегчающих и делающих удобной жизнь, подвести к пониманию того, что одна функция может быть облечена в разные формы
Ход игры
Воспитатель выбирает картинку, показывает ее и называет изображенный предмет. Дети анализируют особенности предмета, определяют его функцию и подбирают картинки с такой же функцией. Примерные ответы детей, если на картинке изображен самолет – то он нужен для того, чтобы летать. Побеждает тот ребенок, кто быстрее и правильно выполнит задание и сможет доказать свою правоту.
Дидактическая игра «Угадай из чего сделано?»
Цель: учить группировать предметы по материалу из которого они сделаны
(металл, пластмасса, дерево, стекло, кожа, резина, выделять признак предмета, продолжать знакомить с многообразием материалов из которыз изготовлены предметы.
Ход игры
Воспитатель раздает карточки с изображенным на них материалом. Дети должны подобрать картинки предметов, которые сделаны из данного материала и разложить картинки на карточки в соответствии с заданием.
Например: дерево – стол, стул, бочка, тачка, ящик, забор; железо – ложка, гайка, гвоздь, лейка, лопата, молоток и т. д. Детям задают вопросы: мячик из чего сделан? Из резины. Значит, он какой? Резиновый. Выигрывает тот, кто быстрее подберет картинки к заданию и сможет объяснить свой выбор.
Все эти игры из дидактического пособия «Универсальное лото» развивают у детей познавательные способности, логическое мышление, помогают устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, решают проблемные ситуации, учат рассуждать, объяснять, обосновывать свой выбор, развивают связную речь, обогащают словарный запас.