Мария
Дидактическое пособие по развитию речевого дыхания «Заметаем следы»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала:учитель-логопед ГБДОУ №52 Приморского района Санкт-Петербурга Федотова Мария.
Дидактическое пособие по развитию речевого дыхания
«Заметаем следы» (3-7 лет)
Аннотация
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
Публикация «Дидактическое пособие по развитию речевого дыхания „Заметаем следы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.
Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Таким образом, произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.
В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем – длинный звуковой выдох.
Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.
Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу после выдоха. Расслабление должно происходить постепенно по мере надобности, подчиняясь нашей воле. Для развития такого типа дыхания ниже будет представлено дидактическое пособие.
Цель: развитие длительного направленного плавного выдоха и активизация губных мышц.
Задачи:
• формирование направленного выдоха без надувания щек;
• формирование правильного положения губ на выдохе;
• развитие навыка управления силой выдоха;
• формирование короткого бесшумного вдоха через нос;
• обогащение активного словаря детей;
• активизация внимания и памяти;
• закрепление навыка употребления притяжательных прилагательных;
• развитие мелкой моторики;
• * закрепление звука С в словосочетаниях;
• * закрепление звука Ч в словосочетаниях.
Материал:
Карточки с изображением следов птицы, собаки, человека; продолговатая картонная коробка с вырезанным отверстием в конце; 3 пластмассовых яйца из Киндер Сюрприза.
Правила игры:
Ребенку предлагается открыть первое яйцо и высыпать содержимое в коробку, сказать, чьи следы там спрятаны и в каком количестве. Затем ему нужно «замести следы» - аккуратно сдуть их к краю коробки, откуда они упадут обратно в яйцо. Далее озвучить свое действие («Я замел (а) собачьи следы») и закрыть емкость. Проделать то же самое с остальными следами.
Усложнение:
Перед дутьем положить язык на нижнюю губу и направлять воздух на него.