Полонникова Надежда Михайловна
Дидактическое пособие «Куб для моделирования и конструирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование МБДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №329 комбинированного вида»
Название пособия «Куб для моделирования и конструирования» для детей 3-7 лет
Автор Полонникова Надежда Михайловна, воспитатель
Описание технологии изготовления
*Фанера березовая (куб)
*пластик, дерево натуральное, текстиль (раздаточный и демонстрационный материал)
Возрастная категория детей, для которых предназначено дидактическое пособие
Публикация «Дидактическое пособие „Куб для моделирования и конструирования“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2018
От 3 до 7 лет
Цель Обогащение сенсорного опыта детей, развитие коммуникативных навыков, логического мышления, и познавательных способностей
Задачи Каждому возрасту и упражнению соответствуют определенные задачи.
Общие задачи:
Совершенствование восприятия детей через активное использование осязания и зрения
Обогащение непосредственного чувственного опыта детей, эмоциональной сферы
Развитие и совершенствование зрительно-моторной координации рук
Развитие когнитивных способностей
Воспитание эстетических чувств
Восприятие речи взрослого, следование инструкции и пр.
Методические рекомендации по использованию
Пособие расположено в предметно-пространственной среде группы. Свободный доступ детей к пособию не ограничен, его легко можно переносить, переворачивать.
Дети имеют возможность самостоятельно обогащать свой сенсорный опыт, взаимодействуя с различными предметами и рабочей поверхностью модуля.
Данное пособие педагог может использовать фронтально, а так же для индивидуальной работы с детьми, формируя тот или иной навык, развивая способности дошкольников и обогащая сенсорный опыт.
Дети развиваются благодаря участию в деятельности, чуть превышающей их компетентность, получая помощь либо от взрослого, либо от более опытных товарищей. С когнитивным развитием неразрывно связано языковое развитие (Л. С. Выготский). На протяжении всего дошкольного периода дети очень быстро пополняют свой словарный запас, принимают категории и символы, принятые в данном обществе.
Игра является основным средством, позволяющим детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения.
Поэтому все упражнения по конструированию и исследовательской деятельности выстраиваются таким образом, чтобы игра являлась основой процесса или возникала как его результат (продукт).
Все это, несомненно, соответствует требованиям ФГОС, т. к. игра в дошкольном возрастном периоде – ведущий вид деятельности.
Упражнения, игры и примеры опытно-исследовательской, конструктивной деятельности для детей от 3-х лет
1. Конструирование игры «Чей шарик дальше?»
*Цель конструирования : показать как из различных материалов, присутствующих в группе, можно придумывать и создавать игры; стимулировать познавательный интерес, желание созидать; учить воспринимать словесную инструкцию взрослого, следовать ей при создании макета игры; упражнять в определении пространственных отношений (слева, справа, посередине и т. д.).
* Оборудование: модуль «Куб», стол, 2 стула
* Материалы: трубочки пластиковые (коктейльные, 2 пинг-понговых шарика (или другие игрушки, способные легко перемещаться от дуновения, например, 2 бумажных комочка, 2 крупные пуговицы, ленточка или полоска цветной бумаги (ширина 1,5-2 см, которые можно закрепить на дне модуля.
*Мотивация, описание конструирования :
Знаете ли вы какие-нибудь игры, в которых можно соревноваться в дыхании? Попробуйте сильно подуть. Как проверить насколько у вас сильное дыхание? (варианты ответов детей). Предлагаю такую игру придумать и сконструировать самим. Для этого мне нужны 2 помощника. Для начала рассмотрим наш куб. У него есть небольшие сквозные отверстия с двух сторон. Давайте попробуем в них подуть. Не очень-то и получается, правда? Как думаете – почему? (варианты ответов детей). Теперь подуем через трубочки. Сейчас мы можем дуть внутрь нашего куба? Можем направлять дуновение? Раз мы умеем управлять нашим дуновением, давайте конструировать игру дальше. Мы можем сдуть со стола деревянный или пластмассовый кубик? Попробуйте. А шарик или комочек бумаги? (дети пробуют сдуть предметы). Для игры мы выбираем шарик или комочек бумаги. Чтобы сконструировать поле для игры, нам необходимо разделить дно куба ровно на 2 части лентой (или полоской бумаги). Чтобы нашу разделительную черту не сдуло во время игры, закрепим ее (например, скотчем). Те места, где будут останавливаться ваши шарики, мы будем обозначать пуговицами. У каждого игрока пуговицы своего цвета.
Игра «Чей шарик дальше?»
Цель игры: укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Ход игры: дети становятся по противоположным сторонам куба. Каждому вручается по 1 трубочке и шарику (или комочку бумаги, фольги). Дно куба делим на 2 равные части лентой (можно приклеить скотчем). Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть через трубочку на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик или пуговица соответствующего цвета. Играть можно по 3 подхода. Проверяем, у кого шарик укатился дальше. Как вариант: кто докатит свой шарик до стенки ворот противника.
ВНИМАНИЕ! После игры трубочки утилизируются, каждому участнику выдается новая. В дальнейшем игру можно усложнить, перенести на стол: ограждение поля сделать из Lego, дуть на шарики уже без трубочек, построить ворота, например, из перевернутых коробочек.
2. Конструирование игры «Задень стенку»
*Цель конструирования : показать как из различных материалов, присутствующих в группе, можно придумывать и создавать игры; стимулировать познавательный интерес, желание созидать; учить воспринимать словесную инструкцию взрослого, следовать ей при создании макета игры; упражнять в определении пространственных отношений (слева, справа, посередине и т. д., учить завязывать узлы на веревочках, скреплять детали между собой нитью.
* Оборудование: модуль «Куб», стол, стул
* Материалы: палочки или трубочки, бутылочки, бусинки, веревочка или нить, бумажные фигурки.
*Мотивация, описание конструирования : Есть игра, в которой можно проверить силу своего дыхания. Это не игра-соревнование. Это тренажер дыхания. Ведь, чем сильнее мы дуем, тем больше наши легкие могут набрать воздуха. А это помогает нам петь песенки, читать стихотворения и т. д. Предлагаю игру сконструировать самим. Для начала рассмотрим наш куб. У него есть сквозные отверстия. Как сделать так, чтобы одна из сторон с отверстиями располагалась наверху? (варианты ответов детей).
Необходимо перевернуть куб. Теперь всем видно дно куба и одна из сторон с отверстиями расположена сверху.
Нам нужно подвесить на веревочку фигурки, бусины и т. д. так, чтобы мы могли сидеть, дуть на них, а они должны долетать и стучать по стенку куба. Как нам закрепить фигурки? (варианты ответов детей). Проверим на практике.
Игра «Задень стенку»
Цель игры: улучшение функции дыхания. Укрепление мышц челюстно-лицевой области, формирование правильного носового дыхания.
Ход игры: сесть напротив открытой стенки куба перед фигурками, висящими на веревочках. Вдохнуть глубоко воздух через нос, затем, сделав губы «трубочкой», с силой подуть на фигуры так, чтобы фигуры задели противоположную сторону куба. Задание можно усложнять, добавляя фигуры из боле тяжелого материала, чем бумага: пластиковые элементы или деревянные от конструкторов, бутылочки и т. д.
ВНИМАНИЕ! Во время игры взрослый контролирует правильность осанки, носового дыхания, спокойное смыкание губ.
3. Конструирование игры «Хоккей с двумя клюшками и двумя шайбами»
*Цель конструирования : показать как из различных материалов, присутствующих в группе, можно придумывать и создавать игры; стимулировать познавательный интерес, желание созидать; учить воспринимать словесную инструкцию взрослого, следовать ей при создании макета игры; упражнять в определении пространственных отношений (слева, справа, посередине и т. д.).
* Оборудование: модуль «Куб», стол
* Материалы: 4 палочки, крышки от бутылок (2 шт разного цвета, ленточка или полоска цветной бумаги (ширина 1,5-2 см, которые можно закрепить на дне модуля.
*Мотивация, описание конструирования :
Знаете ли вы игру хоккей? Чем играют спортсмены? Куда забивают гол? В хоккей можно играть и настольный. Предлагаю такую игру сконструировать самим. Для этого мне нужны 2 помощника. Для начала рассмотрим наш куб. У него есть небольшие сквозные отверстия с двух сторон. Давайте вставим в них палочки (по 2 с каждой стороны). Чтобы сконструировать поле для игры, нам необходимо разделить дно куба ровно на 2 части лентой (или полоской бумаги). Чтобы нашу разделительную черту не сдуло во время игры, закрепим ее (например, скотчем).
Игра «Хоккей с двумя клюшками и двумя шайбами»
Цель игры: развитие координации рук, зрительно-моторной координации, совершенствование действий – толкание. Воспитываем внимание, умение контролировать свои действия – начинать игру только по сигналу ведущего.
Ход игры: Сначала каждый игрок играет одной палочкой (ведущей рукой). Палочкой нужно толкать пробку так, чтобы она переместилась на сторону или к стенке твоего противника.
Теперь усложним задачу: оба игрока берут по 2 палочки и по 2 пробки. Попробуем играть двумя руками одновременно.
4. Конструирование макета «Весы».
*Цель конструирования : показать как из различных материалов, присутствующих в группе, можно придумывать и создавать предметы для игр или даже «приборы»; знакомить с измерительными приборами, стимулировать познавательный интерес, желание созидать; учить воспринимать словесную инструкцию взрослого, следовать ей при создании макета; упражнять в определении пространственных отношений (слева, справа, посередине и т. д., учить завязывать узлы на веревочках, скреплять детали между собой нитью.
* Оборудование: модуль «Куб», стол, иллюстрации «Весы».
* Материалы: 2 скрепки канцелярские, 2 ложки, 2 одинаковые бутылочки или корзиночки, веревочка или нить, цилиндр из любого материала, сыпучий материал или мелкие игрушки.
*Мотивация, описание конструирования : предлагаю поиграть в магазин. Только магазин у нас будет необычный – в нем будем продавать только сыпучие товары. Только как же нам измерять количество покупок? Мы же не можем считать по одной крупинке (варианты ответов детей).
Вес товара определяется прибором – весами. Весы бывают разные. Сегодня мы сконструируем весы с чашами. Рассмотрите предметы на столе (куб, веревочка, бутылочки и т. д.). Как из них можно сконструировать весы? (варианты ответов). Для начала рассмотрим наш куб. У него есть сквозные отверстия. Как сделать так, чтобы одна из сторон с отверстиями располагалась наверху? (варианты ответов детей). Необходимо перевернуть куб. Теперь всем видно дно куба и одна из сторон с отверстиями расположена сверху. Посмотрите на картинку, где изображены весы. На чем держатся чаши? Мы будем использовать нить и, например, бутылочки. Нить к бутылочками можно привязать, а можно прикрутить при помощи пробки с отверстием. Чтобы наши «чаши» могли показывать, в которой вес товара больше, они должны быть закреплены на одну нить. Для этого мы сверху через отверстия свешиваем оба конца одной нити. На концы привязываем скрепки – «крючки», которыми мы будем цеплять корзиночки или бутылочки. При этом наши корзиночки или бутылочки не должны касаться дна куба (расстояние от дна куба до корзиночки или бутылочки примерно 5-7 см). Наверху под нить подкладываем цилиндрик из любого материала, чтобы нить могла перемещаться беспрепятственно через отверстия (минимизируем силу трения).
Действие макета «Весы»
Задача: что тяжелее – ложка манной крупы или песка (варианты задач могут быть различными). Как проверить? В одну бутылочку насыпаем 3 ложки крупы, в другую – 3 ложки песка. Бутылочки подвешиваем на крючки и выравниваем положение бутылочек. Отпускаем бутылочки аккуратно, чтобы они не раскачивались. Постепенно одна бутылочка начнет опускаться вниз (та, что тяжелее). Какое вещество (или предмет) тяжелее? Эффект опускания тары можно объяснить принципом качелей-балансиром: кто тяжелее, тот всегда внизу, кто легче – поднимается выше.
5. Конструирование макета «Весы (без противовеса)».
*Цель конструирования : показать как из различных материалов, присутствующих в группе, можно придумывать и создавать предметы для игр или даже «приборы»; знакомить с измерительными приборами, стимулировать познавательный интерес, желание созидать; учить воспринимать словесную инструкцию взрослого, следовать ей при создании макета; упражнять в определении пространственных отношений (слева, справа, посередине и т. д., развивать логику, барическое чувство – чувство тяжести.
* Оборудование: модуль «Куб», стол, иллюстрации «Весы», «письмо» от Самоделкина.
* Материалы: элементы конструкторов примерно одного размера (например, кубик деревянный, пластмассовый, бумажный, 3 слинки (пластмассовая пружинка, либо 3 пружинки из бумаги или 3 одинаковые канцелярские резинки, палочки, нить.
*Мотивация, описание конструирования : к нам пришло письмо от Самоделкина. Давайте прочитаем: «Дорогие ребята». Мне необходимо построить самый легкий самолет в мире, чтобы его мог поднять в воздух даже ветер. Для этого мне необходимо подобрать строительный материал. У меня есть дерево, пластмасса, бумага. Прошу вас изучить эти материалы и выбрать для меня самый легкий. Я обязательно научу вас строить самолеты. До свидания. Самоделкин». Что ж, задача непростая. Предлагаю помочь Самоделкину и узнать вес строительного материала. Чтобы узнать вес, какой нам нужен прибор? (ответы детей). Для начала рассмотрим наш куб. У него есть сквозные отверстия. Как сделать так, чтобы одна из сторон с отверстиями располагалась наверху? (варианты ответов детей). Необходимо перевернуть куб. Как закрепить пружинки на кубе?
Действие макета «Весы (без противовеса)». При помощи палочек или скрепок закрепляем пружинки на поверхности куба, к ним подвешиваем образцы материалов – кубики. При этом наши кубики не должны касаться дна куба (расстояние от дна куба до элементов не менее 10 см). Аккуратно отпускаем кубики так, чтобы они не раскачивались. Посмотрите, какая из пружинок растянулась больше всего, какая – меньше (как правило, самый тяжелый из дерева, самый легкий - из бумаги? Какой кубик тяжелее, какой самый легкий? Давайте проверим.
Нужен один помощник. Необходимо закрыть глаза и вытянуть руки в стороны. В ладонь одной руки я кладу деревянный кубик, в ладонь другой руки – бумажный. Какой руке тяжелее? А теперь открой глаза и посмотри, проверь себя.
Итак, какой из предложенных материалов оказался легче? Из какого материала будем конструировать самолет?
Завершение – создание продукта исследования. Демонстрация конструирования самолета из бумаги.
6. Конструирование макета «Зеленая лаборатория».
*Цель конструирования : показать как из различных материалов, присутствующих в группе, можно придумывать и создавать макеты для исследования и проведения опытов; стимулировать познавательный интерес, желание созидать; учить воспринимать словесную инструкцию взрослого, следовать ей при создании макета; упражнять в определении пространственных отношений (слева, справа, посередине и т. д., знакомить с понятиями «прозрачный-непрозрачный», «широкий-узкий», «больше-меньше», «над-под». Учить читать схемы, подбирать соответствующий строительный материал. Развивать ловкость, умение совершать вращательные движения кистью руки – закручивание.
* Оборудование: модуль «Куб», стол, иллюстрации «Теплица» и «Парник».
* Материалы: бутылочки прозрачные и непрозрачные, крышечки для бутылочек с отверстиями, картонные круги большего диаметра чем отверстия в кубе, пуговицы, прищепки. Далее – почва, посадочный материал.
*Мотивация, описание конструирования : сейчас на улице очень холодно, но мы с вами можем построить в группе настоящую «Зеленую лабораторию» - выращивать огородные растения. Например, лук или чеснок. А, возможно, даже фасоль или горох.
Задача 1: для нашей лаборатории необходимо подобрать прозрачные бутылочки, чтобы можно было наблюдать рост корневой системы. Как определить прозрачность? (варианты ответов). Пример: в каждую бутылочку положить пуговицы, отойти в сторону и посмотреть – видно ли через стенки сосудов пуговицы.
Задача 2: как прикрепить емкости к модулю, чтобы горлышки сосудов были НАД крышкой модуля, а сами сосуды – ПОД крышкой куба? (ответы детей). Варианты: зажать горлышко сосуда палочками, продеть картонный круг через горлышко, зажать горлышко прищепками и т. д.
Задача 3: какой из вариантов крепления самый надежный и почему. Как проверить? (варианты ответов)
Действие макета «Зеленая лаборатория»
В бутылочки насыпать почву, поместить посадочный материал так, чтобы его можно было рассмотреть через стенки сосуда, полить. Бутылочки подвесить на модуле. Постепенно можно наблюдать как растение «просыпается» : семена дают корни, тянется росток и т. д.
Чтобы куб можно было использовать в дальнейшем для других конструкторских решений, бутылочки можно переставить в коробку, как показано на фото.
. Конструирование макета «Погрузочная станция».
*Цель конструирования : показать как из различных материалов, присутствующих в группе, можно придумывать и создавать макеты для исследования и проведения опытов; стимулировать познавательный интерес, желание созидать; учить воспринимать словесную инструкцию взрослого, следовать ей при создании макета; упражнять в определении пространственных отношений (слева, справа, посередине и т. д., знакомить с понятиями, «широкий-узкий», «больше-меньше». Развивать ловкость, умение совершать вращательные движения кистью руки – закручивание.
* Оборудование: модуль «Куб», стол, иллюстрации «Погрузочная станция» (например, на железнодорожной станции).
* Материалы: пшено, песок, фасоль, мелкие предметы (бусины, пуговицы и пр., воронки с горловинами разного диаметра (3 шт, ложки, 3 грузовые машинки небольшие (чтобы одномоментно могли поместиться в кубе).
*Мотивация, описание конструирования : мы с вами сегодня будем работать на погрузочной станции, чтобы наши машины могли доставить груз в другой город. Для этого необходимо определить, ЧТО именно повезут машины. Машины повезут только тот груз, который может пересыпаться через специальное оборудование – воронки.
Для начала рассмотрим наш куб. У него есть сквозные отверстия. Как сделать так, чтобы одна из сторон с большими отверстиями располагалась наверху? (варианты ответов детей). Необходимо перевернуть куб. Теперь всем видно дно куба и одна из сторон с отверстиями расположена сверху. Посмотрите на картинку, где изображена погрузочная станция. Давайте наши машинки поставим в куб так, чтобы каждая воронка располагались НАД кузовом одной машинки и наш груз не просыпался мимо.
Какой груз вы хотели бы доставить в город? Предлагайте варианты. Попробуем загрузить машины: крупой, фасолью, пуговицами, игрушками и т. д. через каждую воронку.
Через какую воронку мы можем загрузить только очень мелкие сыпучие вещества и почему? Через какую воронку мы можем пересыпать даже мелкие предметы и почему?
Игра «Погрузочная станция»
В продолжении данного конструирования и исследования можно от «Погрузочной станции» построить дорогу и вместе с ней город из строительного конструктора или Lego, куда автомобили будут доставлять груз (Например, в магазин).
Необходимо дать возможность детям самостоятельно проверять «сыпучесть», «проходимость», зависимость ширины горлышка и размеров единиц вещества или предметов, возможность дополнять конструкцию, преобразовывать. Например, вместо воронки вставить горлышко от пластиковой бутылки, тем самым увеличив пропускную способность.
ВНИМАНИЕ! Заранее обсудить с детьми способ выгрузки груза в магазин: как работает кузов, куда ссыпать и т. д., чтобы груз не был утрачен или испорчен и его можно было вернуть назад на «Станцию».
8. Конструирование макета «Горки».
*Цель конструирования : показать как из различных материалов, присутствующих в группе, можно придумывать и создавать макеты для исследования и проведения опытов; стимулировать познавательный интерес, желание созидать; учить воспринимать словесную инструкцию взрослого, следовать ей при создании макета. Дать представление о том, что предметы можно перемещать по заданному пути, останавливать, направлять посредством проводящей трубки и оперируя понятиями о расположении предмета в пространстве: вверху-внизу, выше-ниже, влево-вправо и т. д.
* Оборудование: модуль «Куб», стол, трубка (гофра сантехническая).
* Материалы: крупные бусины или шарики (свободно проходящие через трубку, конструктор строительный пластмассовый или деревянный, 2 машинки (маленькие, до 10 см в длину, стакан с водой.
*Мотивация, описание конструирования :
Задача 1: сегодня мы отправляемся путешествовать по горам. Для этого нам необходимо научиться хорошо управлять автомобилем, тренировать свою ловкость и внимание, чтобы справиться с любыми испытаниями. Посмотрите, вот схема дороги, которую начертил Самоделкин. Нам необходимо построить дорогу, как показано на данном чертеже (Можно построить 3-4 дороги, чтобы сразу несколько детей могли принимать участие). Теперь проведем испытания автомобилей (автомобили по количеству построенных дорог, на каждого «испытателя» по 1). Машина стоит на горе. Я отпускаю машину. Она быстро или медленно скатилась? Почему? Машинка смогла заехать на следующую горку? Почему? Теперь потренируемся: попробуйте остановить свои машинки на середине горы – поймать ее, когда она катится вниз.
Задача 2: теперь мы будем развивать нашу ловкость на сверхсекретном тренажере. Для начала его необходимо построить. Для этого протягиваем трубку (гофру) через весь куб через большие отверстия так, чтобы оба ее конца были на одном уровне. Нашей машинкой будет теперь бусина. Она поедет внутри тоннеля-трубы. Покатится ли бусина, если:
*труба строго горизонтальна поверхности стола и почему?
*один край трубки опустили, оба края опустили и т. д.
*делаем провис, петлю, горку посередине и т. д.
Игра «Горки».
Цель: развивать ловкость и координацию движений, быстроту реакции, способность действовать по сигналу
Правило: 2 участника, 1 ведущий. Ведущий моделирует положение трубки, участники должны успеть поймать бусины или поднять трубку так, чтобы бусина смогла откатиться и не упасть. При этом все проходит в тишине, участники реагируют только на действия ведущего.
В дальнейшем такую игру можно организовывать с водой, где участники будут ловить уже не бусины и шарики, а определенный объем воды, что требует уже определенного уровня подготовки.