Вера Саукова
Дидактическое пособие «Кольца Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: учить детей составлять задачи на сложение и вычитание; классифицировать и устанавливать взаимосвязи между природным объектом, местом его обитания, способом питания; учить составлять слоги, слова; расширять и активизировать словарный запас за счет существительных, прилагательных, глаголов; развивать логическое мышление, воображение.
СОДЕРЖАНИЕ: приспособление представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. На сектора прикрепляются картинки или знаки. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора.
Публикация «Дидактическое пособие „Кольца Луллия“» размещена в разделах
Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4 кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
Методические рекомендации по построению системы.
Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
В работе с детьми пятого года жизни используются два – три круга (4 – 6 секторов на каждом).
Дети седьмого года жизни используются четыре круга с 8 секторами на каждом.
Игра может проводиться вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей).
Игра может состоять из двух частей: 1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание); 2) упражнения на развитие воображения («фантастическое» задание).
Технологическая цепочка проведения игры.
1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.
Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляются изображения животных (заяц, кот, лиса, и др.); второго – мест их обитания (дом, нора, куст и т. д.); третьего – чем питаются (рыба, молоко, мышка и др.)
2. Ставится задача.
Детям предлагается найти соответствие на кругах.
Например, по просьбе воспитателя они находят на нижнем круге изображение лисы, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение норы и располагают его над лисой, на маленьком круге таким же образом находят мышку или зайчика. Объясняют, что получилось.
3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.
Например, кот – улей – шишка.
Задача. Объяснить, как объект может жить в улье и питаться шишками. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования.
4. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.
5. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование).
Младший возраст
(3 – 4 года)
1. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (курица, собака, заяц, лиса и др., на большом – их детенышей.
Задание: найти маме детеныша. Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на большом круге, затем отыскивает на маленьком круге детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.
2. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.
Задание: подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за цыпленком (кормить, согревать, гулять с ним и т. д.).
Средний возраст
(5 – 6 лет)
1. На стрежне – три круга. На маленьком – изображения объектов (ягода вишни, картофель, автомобиль и др.); на среднем круге – геометрические фигуры (треугольник, круг, овал и т. д.); на большом – цифры.
Задание: выбрать объект (вишня, подобрать соответствующую ему геометрическую форму (круг) и количество (например, цифра 2).
2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: вишня, треугольник, цифра 8 (результат – 8 вишен треугольной формы0.
Задание: какую пользу из этого можно извлечь? (Такие плоды удобно укладывать в ящик – треугольник к треугольнику).
Старший возраст
(6 – 7 лет)
1. Первый круг – образцы материалов (металл, стекло, ткань и т. д.); второй круг – изображения объектов (пылесос, стул, телефон); третий круг – изображения местонахождения объектов (улица, квартира, космический корабль и др.); четвертый круг – образцы цветов (фиолетовый, зеленый, желтый и др.)
Задание: выбрать объект, подобрать материал, его цвет и определить место его нахождения (телефон – пластмасса – фиолетовый – квартира).
2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: стекло, стул, космический корабль, желтый цвет.
Задание: объяснить практическую значимость получившегося объекта. Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул желтого цвета, потому что (ответы детей).