Лидия Викторовна Сазонова
Дидактическое пособие «Мир профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактической игры «Мир профессий» с детьми старшего дошкольного возраста
Данное пособие способствует реализации следующих задач:
Формировать у детей умение соблюдать игровые правила.
Расширять представления детей о профессиях, распространенных в Челябинской области.
Обогащать словарный запас детей.
Публикация «Дидактическое пособие „Мир профессий“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2016
Учить соотносить орудия труда с профессией людей.
Развивать воображение, мышление.
Демонстрировать значимость и пользу для общества профессий.
Воспитывать интерес к труду взрослых и желание помогать им.
Актуальность организации и проведения дидактической игры определяется через знакомство с различными видами деятельности людей и выявление пользы каждой профессии.
Реализация поставленных задач осуществляется через различные варианты дидактических игр, сопровождаемые демонстрационным материалом и общими вопросами:
Как называется человек этой профессии?
Рабочая одежда человека в профессиональной деятельности?
Что делает человек на этой работе?
Что ему нужно для работы? Какие инструменты нужны человеку этой профессии для работы? Какие специальные приспособления могут понадобиться?
Как человек использует инструменты на работе?
Зачем нужна эта профессия?
Какую пользу приносит людям данная профессия?
Какие профессии относятся к службам спасения? Назови телефонные номера служб спасения.
01 – пожарная служба,
02 – полиция,
03 – скорая медицинская служба.
В комплект игры входит:
- Коробка,
- Игровое поле с отверстиями, рассчитанное на 8 карточек (по 4 карточки с двух сторон).
- Шесть шнурков разного цвета:
Красный – пожарный и водитель автобуса.
Желтый – пекарь и столяр.
Белый – медик и повар.
Зеленый – садовник и художник.
Синий – полицейский и почтальон.
Коричневый – летчик, строитель и продавец.
- Комплекты карточек.
№1 Продавец
№2 Водитель автобуса
№3 Почтальон
№4 Садовник
№5 Военная авиация
№6 Гражданская авиация
№7 Пожарный
№8 Врач Педиатр
№9 Пекарь
№10 Художник
№11 Полицейский
№12 Строитель
№13 Столяр
№14 Повар
№15 Врач скорой помощи
№16 Шнурки
В каждый комплект входят:
картинка человека каждой профессии,
изображения транспорта,
спецодежды,
инструментов, используемых в профессии.
Правила игры:
Определение очередности хода с помощью считалки. Определяется первый игрок, а также последующие с помощью считалок.
Установление выигрыша: выигрывает тот участник, кто правильно прошнурует игровое поле и соотнесет картинки друг с другом в соответствии с профессией.
Ход игры:
Организация детей на игру и создание игрового пространства: вторая половина дня, стол, стулья по количеству участников, игра «Мир профессии».
Мотивация детей на игру и предъявление инструкции:
Воспитатель предлагает детям вместе поиграть в игру «Мир профессии», выбрав один из вариантов игры и предложив детям показать какие профессии они знают.
Указания по ходу выполнения игровых действий и взаимодействию детей в процессе игры.
Воспитатель, в роли игрового партнера, указывает на нарушение, несоблюдение правил, предлагает их вспомнить и исправить игровые действия.
Подведение итогов игры и оценка деятельности участников:
- обсуждение игры;
- кто из участников ни разу не нарушил правила игры;
- какие правила были нарушены и кем.
Варианты игры:
Вариант 1: «Чем пахнут ремесла»
Правила игры: Воспитатель объясняет детям, что каждая профессия имеет запах. Предлагает детям для начала обсудить, какие запахи они знают и чем, по их мнению, могут пахнуть профессии. Использование художественного слова.
Пример: Пекарь пахнет тестом и сдобой (хлеб горячий) – показать картинку.
Затем предлагает другую профессию и выслушивает варианты ответов детей. Когда ребенок отвечает, он так же должен обосновать свой ответ, почему он так решил.
Чем пахнут ремесла
У каждого дела
Запах особый:
Пахнет пекарь
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Доктор в халате –
Зеленкой и йодом.
Только безделье
Не пахнет никак.
Ребята, важно
это знать.
Вариант 2: «Цепочка профессий»
Необходимо найти связь, которая существует между совершенно непохожими профессиями. При этом необходимо учитывать не только вид деятельности, но и сходство по условиям труда, по средствам и т. д.
Воспитатель называет первую профессию, например: Пекарь. Следующий участник называет профессию, в чем-то близкую пекарю, например пожарный. В этой игре важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий. Так, например, выбранные нами ранее пекарь и пожарный имеют дело с огнем, с высокими температурами.
Правила игры: По ходу игры дети должны иногда сами задавать уточняющие вопросы: «В чем же сходство в выбранной вами профессии с только что названной?» Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, обсуждается с другими детьми в группе. При обсуждении игры важно обратить внимание детей на то, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства.
Вопросы педагога при подведении итога игры:
А теперь, когда мы назвали столько разных профессий, давайте подумаем, нужны ли они все людям?
Почему они не обходимы?
Какую пользу приносит та или иная профессия?
Вариант 3: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Правила игры: Назвать профессию в соответствии с орудиями труда, вспомнить, где видели человека этой профессии. Какие орудия труда принадлежат той или иной профессии? Какая специальная одежа принадлежит данной профессии? Есть ли у данной профессии специализированный транспорт? Назвать, какой транспорт? Какие существуют опознавательные знаки на транспорте? Как он выглядит? Чем помогает человеку?
Пример: профессия «Летчик». Есть гражданская авиация и военная авиация. Чем они отличаются и чем занимаются? Какую пользу приносит та и другая авиация? Какие различия межу ними?
Ожидаемые результаты от использования дидактической игры «Мир профессий» :
Сформированность у детей представлений о мире профессий.
Сформированность ранних профориентационных предпочтений.
Перенос детьми знаний о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельную игровую деятельность.