Получи документы

Артикуляционные и дыхательные упражнения и игры

Елена Чернакова
Артикуляционные и дыхательные упражнения и игры
▼ Скачать + Заказать документы

1. Вступление (актуальность): В последние годы отмечается увеличение количества детей, которые имеют нарушения речи. Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы, недостаточная познавательная активность, трудности в заучивании и припоминании чего-либо, зависимость от современных гаджетов – основные недостатки, мешающие обучению детей с нарушениями речи. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день.

Темочки:

Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи и легче, доступнее всего это происходит в игровых упражнениях. Игра – ведущий вид деятельности детей-дошкольников. А исправление недостатков речи – трудоёмкий труд. Поэтому, главная задача учителя-логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой, монотонной работой. В этом учителю-логопеду помогают средства театрализованной деятельности. В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов, атрибутов (различные куклы, персонажи, игрушки) для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Постоянное создание игровых ситуаций побуждает детей - логопатов к речи.

Театрализованная деятельность - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе. Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Работая над персонажем, дети подражают его мимике, жестам, голосу. Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи. Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется самоконтроль за собственной речью, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

2. Традиционная постановка звуков и их автоматизация - скучный, однообразный и утомительный процесс. Но у меня есть один волшебный сундучок, в котором много разных игр. Эти пособия превратят наши занятия в интересную, познавательную и развивающую игру.

- Каждое наше занятие начинается с артикуляционной гимнастики. Просто выполнять артикуляционные упражнения довольно скучно, а если одеть маску, то можно превратиться в этого персонажа.

Артикуляционное упражнение «Хоботок» - маска слона

Подражаю я слону-

Губы хоботом тяну!

Артикуляционное упражнение «Лягушка» - пальчиковый театр

Квака любит улыбаться,

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей!

- Для достижения лучших результатов в работе, применяю нетрадиционные формы её проведения: биоэнергопластика, когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук.

Артикуляционное упражнение «Бегемотик»

Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2—3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить А—5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Широко открыли ротик —

Получился «бегемотик».

А затем закрыли рот —

Отдыхает «бегемот».

- Дыхательная гимнастика станет ещё более увлекательнее, если её делает герой сказки, рассказа, стихотворения.

Дыхательное упражнение «Часики»

Часики вперед идут,

За собою нас ведут.

И. п. – стоя, ноги слегка расставлены.

1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);

2 - взмах руками назад – «так» (выдох).

Дыхательное упражнение Гудок парохода

Прогудел наш пароход,

В море всех он нас зовет.

И. п. – о. с.

1 – через нос с шумом набрать воздух;

2 – задержать дыхание на 1-2 сек;

3 – с шумом выдохнуть через губы, сложенные «трубочкой», со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).

- Для автоматизации поставленных звуков мы используем различные театры:

• Для автоматизации звуков использую игрушки (пальчиковый театр, театр ложек, монстрики, выступающие в роли образа, передвигая их по игровому полю, дети выбирают картинки с необходимыми звуками, так же использую персонажей настольного театра.

• Закрепляя звуки в словах и предложениях используем игры:

Игра «Близнецы» (театр БИ – БА - БО) – автоматизация звука Л в словах и предложениях.

Володя и Лада — близнецы. Они очень похожи и все делают вместе. Закончи предложения про Володю и Ладу по образцу. Образец: Володя ел, и Лада. (ела).

Володя пил, и Лада…. (пила)

Володя бегал, и Лада… (бегала)

Володя купил, и Лада … (купила…

Игра «Что любит Лена?» (театр ложек) - автоматизация звука ЛЬ в предложениях

Ложкой закрываем картинку и составляем предложения. Например: Лена любит лимон. И т. д.

• Также при автоматизации звуков проговариваем чистоговорки, используя при этом различные игрушки, картинки.

Пальчиковый театр «Семья»

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ – добрая бабуля

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ - старенький дедуля

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - я семью свою люблю

ЛА – ЛА – ЛА - тетушка пришла

УЛ – УЛ – УЛ - папа чинит стул

РА – РА – РА - младшая сестра

РАТ – РАТ – РАТ - мой любимый брат

РАТ – РАТ – РАТ - у меня есть брат

РУ – РУ – РУ - позову сестру

- А для того, чтобы речь твоя была внятная, выразительная, эмоциональная, в моём сундучке есть театр эмоций:

Игра «Картинку собери, эмоцию покажи»

Игра «Сюжет обыграй, эмоцию передай»

Повтори предложение весело, быстро, тихо – грустно, весело – быстро…

Белый снег, белый мел, (весело)

Белый заяц тоже бел, (быстро)

А вот белка не бела, (тихо)

Белой даже не была. (весело - быстро)

Данное дидактическое пособие может быть использовано как самим учителем – логопедом, так и воспитателями, и воспитанниками старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности.

Публикации по теме:

Дыхательные упражнения на занятиях по вокалу в ДОУ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ Выполнение дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая.

Дыхательные упражнения с картинками, выполненными в технике «Бумагопластика»Дыхательные упражнения с картинками, выполненными в технике «Бумагопластика» Опыт работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, показал, что малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят.

Фотоотчет «Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера»Фотоотчет «Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера» Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой.

Игровые артикуляционные упражнения с пуговицейИгровые артикуляционные упражнения с пуговицей Чтобы речь ребенка была четкой, красивой, необходимо укреплять органы артикуляции. Для этого на логопедических занятиях выполняют артикуляционную.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и упражнения по математике для подготовительной группыИгры и упражнения по математике для подготовительной группы Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме. Для закрепления пройденного.

Игры-упражнения с голосом Чем лучше работает наш речевой аппарат, тем лучше главные качества голоса. Качество голоса: - сила голоса - громкость: зависит от активности.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи - речевое дыхание. Речевое дыхание - это дыхание в процессе.

Увлекательные игры и упражнения для профилактики плоскостопияУвлекательные игры и упражнения для профилактики плоскостопия Сегодня с проблемой плоскостопия сталкивается каждая вторая семья. Причины плоскостопия разные. Заметив у своего ребёнка эту проблему, мы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционные и дыхательные упражнения и игры
Опубликовано: 17 апреля 2023 в 12:49
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционные и дыхательные упражнения и игры» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чернакова (УИ 418237) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД