Елена Чернакова
Артикуляционные и дыхательные упражнения и игры
▼ Скачать + Заказать документы
1. Вступление (актуальность): В последние годы отмечается увеличение количества детей, которые имеют нарушения речи. Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы, недостаточная познавательная активность, трудности в заучивании и припоминании чего-либо, зависимость от современных гаджетов – основные недостатки, мешающие обучению детей с нарушениями речи. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день.
Публикация «Артикуляционные и дыхательные упражнения и игры» размещена в разделах
Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи и легче, доступнее всего это происходит в игровых упражнениях. Игра – ведущий вид деятельности детей-дошкольников. А исправление недостатков речи – трудоёмкий труд. Поэтому, главная задача учителя-логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой, монотонной работой. В этом учителю-логопеду помогают средства театрализованной деятельности. В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов, атрибутов (различные куклы, персонажи, игрушки) для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Постоянное создание игровых ситуаций побуждает детей - логопатов к речи.
Театрализованная деятельность - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе. Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Работая над персонажем, дети подражают его мимике, жестам, голосу. Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи. Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется самоконтроль за собственной речью, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
2. Традиционная постановка звуков и их автоматизация - скучный, однообразный и утомительный процесс. Но у меня есть один волшебный сундучок, в котором много разных игр. Эти пособия превратят наши занятия в интересную, познавательную и развивающую игру.
- Каждое наше занятие начинается с артикуляционной гимнастики. Просто выполнять артикуляционные упражнения довольно скучно, а если одеть маску, то можно превратиться в этого персонажа.
Артикуляционное упражнение «Хоботок» - маска слона
Подражаю я слону-
Губы хоботом тяну!
Артикуляционное упражнение «Лягушка» - пальчиковый театр
Квака любит улыбаться,
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей!
- Для достижения лучших результатов в работе, применяю нетрадиционные формы её проведения: биоэнергопластика, когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук.
Артикуляционное упражнение «Бегемотик»
Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2—3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить А—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Широко открыли ротик —
Получился «бегемотик».
А затем закрыли рот —
Отдыхает «бегемот».
- Дыхательная гимнастика станет ещё более увлекательнее, если её делает герой сказки, рассказа, стихотворения.
Дыхательное упражнение «Часики»
Часики вперед идут,
За собою нас ведут.
И. п. – стоя, ноги слегка расставлены.
1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);
2 - взмах руками назад – «так» (выдох).
Дыхательное упражнение Гудок парохода
Прогудел наш пароход,
В море всех он нас зовет.
И. п. – о. с.
1 – через нос с шумом набрать воздух;
2 – задержать дыхание на 1-2 сек;
3 – с шумом выдохнуть через губы, сложенные «трубочкой», со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).
- Для автоматизации поставленных звуков мы используем различные театры:
• Для автоматизации звуков использую игрушки (пальчиковый театр, театр ложек, монстрики, выступающие в роли образа, передвигая их по игровому полю, дети выбирают картинки с необходимыми звуками, так же использую персонажей настольного театра.
• Закрепляя звуки в словах и предложениях используем игры:
Игра «Близнецы» (театр БИ – БА - БО) – автоматизация звука Л в словах и предложениях.
Володя и Лада — близнецы. Они очень похожи и все делают вместе. Закончи предложения про Володю и Ладу по образцу. Образец: Володя ел, и Лада. (ела).
Володя пил, и Лада…. (пила)
Володя бегал, и Лада… (бегала)
Володя купил, и Лада … (купила…
Игра «Что любит Лена?» (театр ложек) - автоматизация звука ЛЬ в предложениях
Ложкой закрываем картинку и составляем предложения. Например: Лена любит лимон. И т. д.
• Также при автоматизации звуков проговариваем чистоговорки, используя при этом различные игрушки, картинки.
Пальчиковый театр «Семья»
УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ – добрая бабуля
УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ - старенький дедуля
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - я семью свою люблю
ЛА – ЛА – ЛА - тетушка пришла
УЛ – УЛ – УЛ - папа чинит стул
РА – РА – РА - младшая сестра
РАТ – РАТ – РАТ - мой любимый брат
РАТ – РАТ – РАТ - у меня есть брат
РУ – РУ – РУ - позову сестру
- А для того, чтобы речь твоя была внятная, выразительная, эмоциональная, в моём сундучке есть театр эмоций:
• Игра «Картинку собери, эмоцию покажи»
• Игра «Сюжет обыграй, эмоцию передай»
Повтори предложение весело, быстро, тихо – грустно, весело – быстро…
Белый снег, белый мел, (весело)
Белый заяц тоже бел, (быстро)
А вот белка не бела, (тихо)
Белой даже не была. (весело - быстро)
Данное дидактическое пособие может быть использовано как самим учителем – логопедом, так и воспитателями, и воспитанниками старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности.