Ольга Кривасова
Дидактическое пособие «Грамотный пешеход» (Круги Луллия)
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие (Круги Луллия
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41 «Берёзка»
г. Балаково Саратовской области
«Грамотный пешеход» (Круги Луллия)
для детей старшего дошкольного возраста
Разработала:
воспитатель
Кривасова Ольга Николаевна
Публикация «Дидактическое пособие „Грамотный пешеход“ (Круги Луллия)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Уголки и центры
- Темочки
2014 г.
Актуальность.
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.
К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад, даже на его территории. Им приходится следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки (светофор, знаки и так далее, но и на маленьких дорогах. Здания, деревья и кустарники могут помешать своевременно увидеть приближающийся транспорт.
Основные причины несчастных случаев и аварий с детьми: переход улицы в неположенном месте; езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги; игра на улицах; несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков; хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.
Предоставленные около дома самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями. Дети дошкольного возраста ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.
Следовательно, дошкольников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Работа с дидактическим пособием «Грамотный пешеход» предполагает достичь следующих результатов: обучить детей безопасному поведению, привить психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде.
Описание пособия.
Дидактическое пособие представляет собой несколько кругов-пластинок разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня установлена стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов (8). Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определенные сектора на каждом из кругов. Вся конструкция закреплена на подставке. Прилагается несколько дополнительных кругов с картинками по теме «Правила дорожного движения».
Цель.
Формирование у детей целостного восприятия окружающей дорожной среды.
Задачи.
1. Формирование осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
2. Обучение детей элементарной дорожной грамотности.
3. Привитие навыков конкретных действий безопасного поведения на проезжей части, на улице, во дворе.
4. Формирование культуры поведения в общественном транспорте.
5. Ознакомление с основными группами дорожных знаков.
6. Воспитание чувства ответственности, самостоятельности.
Дидактическое пособие «Грамотный пешеход» (Круги Луллия) способствует формированию у детей навыка безопасного поведения на улице, является своеобразным тренажером, на котором дети смогут отработать непредсказуемые ситуации, порой возникающие на дороге. Во время обсуждения дети формулируют и разрешают противоречия, целенаправленно ищут ресурсы для решения творческой задачи.
Дидактическая игра «На улицах города»
Возраст: 6-7 лет
Дидактические задачи.
1. Учить детей правилам поведения на улицах города, в транспорте, во дворе.
2. Закрепить у детей знания правил дорожного движения.
3. Побуждать детей к соблюдению ПДД в повседневной жизни.
Игровая задача.
Учить размышлять, творчески относиться к решению возникшей в ходе игры проблемы.
Материал.
1 диск – 8 частей – участники дорожно-транспортных ситуаций: дети, взрослые, регулировщик.
2 диск – 8 частей – различные ситуации, возникающие на дороге.
3 диск – 8 частей – дорожные знаки, сигналы светофора, жезл.
Правила игры.
Детям необходимо по очереди раскручивать стрелку и круги, объясняя возникшие дорожные ситуации.
1 вариант. Реальное задание (РЗ)
Организация детей на игру.
1-2-3 - подумай, как должно быть, и круги раскрути! Посмотри, какой объект под стрелкой и найди его на картинке второго диска. Затем на третьем диске найди дорожный знак или сигнал светофора, соответствующий дорожной ситуации со второго диска.
Описание хода игры.
Каждый ребенок должен выбрать при помощи стрелки участника дорожной ситуации, затем, вращая круги, саму дорожную ситуацию, рассказать, что увидел на дороге, кто действует в данной ситуации правильно, а кто нарушает правила дорожного движения, подобрать дорожный знак к данной ситуации.
После обсуждения дети решают, возможна ли такая ситуация и как правильно поступить пешеходу.
2 вариант. Фантастическое задание (ФЗ)
Организация детей на игру.
1-2-3 - круги раскрути! Что получилось – объясни! Посмотри, какие объекты оказались под стрелкой, расскажи, что хорошего и плохого может случиться и как избежать опасности.
Описание хода игры.
Дети по очереди вращают стрелку и круги. Каждый ребенок должен постараться объяснить, как связать воедино случайно выбранного участника дорожной ситуации, саму дорожную ситуацию и дорожный знак.
Дидактическая игра «Учим правила дорожного движения»
Возраст: 6-7 лет
Дидактические задачи.
1. Формировать у детей навык безопасного поведения на улице.
2. Закреплять знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения.
3. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение ПДД.
Игровая задача.
Учить размышлять, творчески относиться к решению возникшей в ходе игры проблемы.
Материал.
1диск – 8 частей – картинки: перекресток со светофором, дорога с пешеходным переходом, дорога без пешеходного перехода, лесная грунтовая дорога, улица, двор…
2 диск – 8 частей – то, что можно увидеть на дороге; автобус, машина, мотоцикл, машина с сигнальными огнями, велосипед…
3 диск – 8 частей - кто переходит дорогу; ребенок, мама с ребенком, группа детей, дедушка, ребенок с санками, на роликах, коньках…
4 диск- 8 частей – время года и части суток.
Правила игры.
Детям необходимо раскрутить стрелку. Затем, поворачивая круги, подобрать к картинке на 1 секторе, на которую указывает стрелка, подходящие по смыслу картинки из секторов на 2 и 3 круге.
1 вариант. Реальное задание (РЗ)
Организация детей на игру.
1-2-3- подумай, как должно быть и круги раскрути! Посмотри, какой объект под стрелкой и найди его части на других дисках.
Описание хода игры.
Дети по очереди делают ход. Каждый ребенок должен выбрать участок дороги стрелкой, затем того, кто переходит ее, рассказать, как действовать, что увидел на дороге, как изменилась ситуация, время суток и сезон.
После обсуждения дети решают, возможна ли такая ситуация и как правильно поступить пешеходу.
2 вариант. Фантастическое задание (ФЗ)
Организация детей на игру.
1-2-3- круги раскрути! Что получилось – объясни! Посмотри, какие объекты оказались под стрелкой, расскажи, что хорошего и плохого может случиться и как избежать опасности.
Описание хода игры.
Каждый ребёнок, сделав случайный выбор стрелкой и движением кругов, размышляет, рассказывает, как связать по смыслу объекты, оказавшиеся под стрелкой, какие дорожные ситуации могут возникнуть, как правильно поступить в возникшей ситуации.
Игры не требуют строгого соблюдения правил игры, на основе «Кругов Луллия» их можно придумать великое множество, заранее усвоив основные их принципы.
Формы поощрения.
Дети, правильно объяснившие дорожную ситуацию, получают различные шаблоны из раскраски по теме «Правила дорожного движения» и с удовольствием в свободной деятельности их раскрашивают.
Данное пособие является авторской разработкой Кривасовой О. Н.
Фото из личного архива автора.
Используемая литература.
1. Волков С. Ю. Про правила дорожного движения. - М. ,2006.
2. Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. - М., 2005.
3. Маркин Н. И. Денисов М. Н. Безопасность на дорогах. Учеб. метод. Комплект. - М. ,2006.
4. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. /Под ред. Е. Л. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М., 2005.
5. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : Просвещение, 2001.
6. Медведева А. Ф., Полякова Л. Б. Правила дорожных движений для дошкольника. – М. : Творческий центр, 2006.