Ольга Легкоступова
Дидактическое пособие для старшего дошкольного возраста «Ларец дружбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в разнообразных жизненных ситуациях.
Задачи:
1. Учить определять эмоциональное состояние собеседника и действовать в соответствии с ним.
2. Развивать у детей потребность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, умение вести себя в соответствии с нормами и правилами.
1. Коврик примирения
Публикация «Дидактическое пособие для старшего дошкольного возраста „Ларец дружбы“» размещена в разделах
Цель: Научить детей разрешению конфликтов в группе. Само наличие «коврика примирения» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их, обсуждением проблемы друг с другом.
Ход игры.
Если дети поссорились, предлагается использовать в работе «Коврик примирения», ведь необходимо, чтобы до сна дети вновь стали друзьями. Ребенок должен засыпать в спокойном состоянии. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.
Вопросы для обсуждения:
Почему так важен для нас «коврик мира»?
Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
Почему недопустимо применение в споре насилия?
Что вы понимаете под справедливостью?
2. Игрушка-мирилка «Доброе солнышко»
Цель: создать атмосферу радостного общения и взаимопонимания, помочь в игровой форме примирить детей, урегулировать ситуацию в положительную сторону.
В процессе игры дети знакомятся с произведениями народного творчества – мирилками; знакомятся с основами нравственного поведения, учатся находить выход из конфликтных ситуаций; воспитывается доброжелательность.
1 вариант. Игра «Мирилки»
Поссорившиеся дети в любой момент могут подойти к Солнышку и рассказать ему, как и из – за чего у них произошла ссора. После этого дети прикладывают руки на любую ладошку солнышка и вместе проговаривают мирилку. (Карточки с мирилками прилагаются)
2 вариант. Игра «Я люблю…» Цель: сохранение доброжелательного отношения детей друг к другу в течение всего дня.
Игра может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей. Дети прикладывают руку к солнышку и произносят слова «Я люблю…» - это может быть всё что угодно: увлечения, еда, мечты и т. п. Можно предложить детям проговорить, что они любят друг в друге ( Например: «Я люблю, когда Настя улыбается мне» или «Я люблю, когда Артем уступает мне место»).
Ритуал приветствия во время проведения утреннего круга
Дети встают в круг, взявшись за руки и все вместе проговоривают волшебные слова, передавая солнышко из рук в руки, когда слова заканчиваются, ребенок у которого в руках солнышко выполняет определенное задание (говорит комплимент, улыбается, высказывает пожелание и т. д).
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружбы – солнечный привет.
3. Копилка добрых дел
Цель: формирование у детей доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.
4. «Штучки, к которым тянутся ручки»
Цель: выплеск гнева, эмоциональная разрядка. помочь справиться с напряжением, отвлечься, расслабиться, поднять настроение.
Антистрессовые игрушки помогают снимать напряжение, смягчают проявления агрессивного поведения, развивают ручную моторику, что в дальнейшем помогает подготовить руку ребенка к письму.
Зарубежные специалисты отмечают удивительный терапевтический эффект от использования антистрессовых игрушек. Если мять игрушку руками, напряжение снимается, депрессия отступает, человек чувствует расслабление и спокойствие.
5. Мешочек Секретов
Цель: умение находить общий язык со сверстниками, развивать добрые, тёплые отношения между детьми.
Ход игры. Ведущий всем участникам игры раздает из красивого мешочка по «секретику» (пуговицу, бусинку, брошку, маленькую игрушку и т. д. Игрок кладет свой секретик» в ладошку и зажимает в кулачок. Играющие ходят по группе и находят способы уговорить каждого показать свой «секретик»
6. Кубик «Наше настроение»
Цель: развивать артикуляционную моторику, мимические мышцы лица; различать настроение людей по выражению лица. ; самостоятельно изображать на лице то или иное настроение или чувство.
Вариант 1
Ребенок рассматривает грани куба, определяет настроение человека по картинке, а затем сам, смотря в зеркало на грани куба, изображает такое же.
Вариант 2
Дети по считалочке выбирают того, кто будет вращать куб. Ребенок с закрытыми глазами вращает куб, останавливаясь на одной из граней, называет настроение.
Все дети изображают его на лицах. В конце игры дети сами выбирают ребенка, который лучше всех изображал настроение.
7. Театр ложек «Такие разные эмоции» Цели: закреплять полученные знания об основных эмоциях; развивать умение понимать свои чувства и чувства других; продолжать развивать эмпатию, воображение, развивать выразительность речи, развитие мимики и движений.
Варианты игр:
Игра «Назови эмоцию»
Ребенку предлагается рассмотреть ложки и попытаться определить, какую эмоцию она может обозначать. Повторить эмоцию.
Игра «Найди пару»
Детям предлагается рассмотреть картинки с изображением различных эмоциональных состояний детей, подумать и решить, какую ложку выберет на ярмарке та или иная девочка (тот или иной мальчик) и объяснить свой выбор.
Упражнение «Послушай стихотворение и назови эмоцию»(выбери нужную ложку). Например,
День искрится радостью,
День меня манит.
Надо мною радуга
Весело звенит.
У реки под ивою
Слышу соловья.
Самая счастливая
В это уторо - я!
( Авторы: К. Ибряев и Л. Кондрашенко) Плакали ночью
Желтые клёны.
Вспомнили клёны,
Как были зелены.
С желтой берёзы
Тоже капало.
Значит береза
Тоже плакала.
( Автор: Э. Мошковская)
Как вариант этого упражнения, можно подобрать небольшую сказку, раздать детям ложки со словесной инструкцией поднять определенную ложку в нужный момент.
8. Клубочек. Игроки садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца и задает любой вопрос участнику игры, сидящему рядом. Например: «Как тебя зовут?» Игрок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, затем задает свой вопрос сидящему рядом с ним игроку. Вопросы могут быть самые разные: • Что любишь кушать? • Ты хочешь со мной дружить? • Чего ты боишься?. В конце игры клубочек должен вернуться к ведущему
9. «Волшебный рукав фокусника» Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Содержание. Игра выполняется в паре, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель им даёт задания (познакомьтесь руками, ваши руки ссорятся, ваши руки мирятся, просят прощения, вы расстаётесь друзьями и др). Остальные дети сидят полукругом, они должны по выражению эмоций на лицах выполняющих задание детей угадать, что они делают руками.
В процессе использования мы придумали массу других игр, некоторые идеи нам подали дети.
Рукав у фокусника совершенно непредсказуем, поэтому угадать, что в нем, очень и очень сложно. в нем может оказаться все что угодно.
В комплект входят яркий мягкий рукав, внутри которого два кормашка, комплекты развивающих карточек: «Хорошо или плохо», «Сказочные герои»; «Эти разные эмоции», «Изобрази, (объясни) пословицу», «Кем быть», «Картинная галерея», сюжетные картинки для пантомимических этюдов, мелкие игрушки, фигурки цифр и букв, плоскостные геометрические фигуры, блоки Дьенеша и др.
Задачи: обучение умению различать хорошие и плохие поступки; воспитание негативного отношения к человеческим порокам – жадности, злости, грубости и прочим; развитие коммуникабельности, способности к работе в коллективе; формирование доброго и заботливого отношения к людям и природе; формирование самостоятельности, ответственности за действия и решения; формирование положительного отношения к труду.
Варианты игры:
1 вариант. Фокусник (воспитатель, или ребенок, вынимает из рукава карточку, показывает ее остальным игрокам, которые объясняют или показывают, что на ней изображено.
2 вариант. В рукав помещаются игрушки или предметы, ребенок обследует тактильно предмет, и не произнося названия начинает его описывать. Дети должны отгадать, какой предмет в рукаве у фокусника.
С помощью этой игры можно решать задачи разных образовательных областей (отработать соотнесение количества с числом, закрепить знание геометрических фигур, деление слов на слоги, дифференциацию звуков, составление предложений, навыки безопасного поведения и многое другое, подобрав или изготовив карточки соответствующего содержания.