Марина Зыкова
Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные клеточки»
▼ Скачать + Заказать документы
Графические диктанты, помогают сформировать у детей старшего дошкольного возраста графические умения, необходимые для подготовки руки к обучению письму. Выполняя задания, дети приобретают нужные графические навыки, учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивают зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти, мелкую моторику и координацию движений руки, формируют пространственное мышление. Письмо под диктовку очень нравится ребятам, поскольку присутствует сюрпризный момент – малыши не знают заранее, какой рисунок должен получиться.
Публикация «Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста „Волшебные клеточки“» размещена в разделах
Принципы построения системы графических диктантов:
1. Задания делятся на несколько блоков с постепенно возрастающей сложностью : в первом блоке даются небольшие картинки, во втором блоке – картинки с большим количеством элементов, с длинными линиями. В третьем блоке приводятся примеры небольших картинок, но с диагональными линиями. Четвёртый блок – это крупные рисунки с большим количеством диагональных элементов.
2. Временная регламентированность: 2 раза в неделю по 10-12 минут как часть занятия по математике или как самостоятельное занятие во второй половине дня.
3. Учёт индивидуального уровня и темпа развития детей.
4. Графические диктанты даются детям только после того, как они достаточно усвоят графические умения, познакомятся с тетрадью в крупную клетку, научатся ориентироваться на листе, сформируется умение фиксировать уголок клетки. Дети должны понимать словесную инструкцию взрослого, работать с опорой на зрительный образец, уметь организовывать свою самостоятельную деятельность.
5. Соблюдение гигиенических требований: правильная посадка детей за столом, хорошее освещение, правильное положение кисти и пальцев относительно пишущего предмета.
Описание дидактического пособия "Волшебные клеточки" :
Составленная нами картотека математических упражнений для отработки "письма по клеткам" очень успешно использовалась со старшими дошкольниками на занятиях по формированию математических представлений. Все карточки были изготовлены и применялись в соответствие с выжеизложенными принципами, содержали заданное графическое изображение и соответствующую для него словесную инструкцию.
А потом мы озадачились мыслью: " Как, помимо письма под диктовку, пробудить в детях желание и интерес самостоятельно срисовывать эти картинки с наших карточек?"
В результате было решено сделать следующее: мы заламинировали несколько тетрадных листов в крупную и стандартную клетки, приобрели набор фломастеров на водной основе (они безопасны, хорошо отстирываются с одежды и, самое главное, их легко можно стереть с большинства поверхностей, нарезали немного маленьких кусочков поролона (можно использовать обыкновенную губку для мытья посуды) и подготовили влажные салфетки.
Рассказали ребятам о новой интересной игре, где нужно:
Выбрать одну карточку 1 уровня и самостоятельно выполнить задание на ней, перерисовав изображение на игровом поле. По такому же принципу, нужно пройти 2, 3 уровни и тогда игрок получает возможность сыграть в "Супер-игру"- выбрать для себя самую сложную карточку. Если игрок справляется со всеми заданиями, то получает право выбрать себе "соперника". После этого весь процесс повторяется заново, но уже в паре.
На сегодняшний день у наших "подготовишек" данное пособие - "Волшебные клеточки" - стало одной из самых любимых игр и развлечений наших ребят!