Валентина Коробкова
Дидактическое пособие «Банкомат» по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников
Дидактическое пособие «Банкомат» по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Ребенок и деньги - это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.
Публикация «Дидактическое пособие „Банкомат“ по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников» размещена в разделах
- Банк. Знакомим дошкольников с банком
- Банкомат
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Дидактические игры
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2021
Ребенок, так или иначе, оказывается вовлечённым в экономическую жизнь семьи: походы с родителями в магазины, реклама по радио, телевизору, на улице. Дети понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.
Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной для дошкольника форме.
Поэтому возникла идея сделать оригинальное дидактическое пособие - Банкомат Сбербанка, который раскладывается в лэпбук.
Пособие «Банкомат» направлено на экономическое воспитание детей, формирование финансовой грамотности и расширение их представлений о бюджете, деньгах, товарах и услугах.
Цель: познакомить детей с историей возникновения денег и их предназначением, развивать логическое мышление, воспитывать уважительное отношение к деньгам.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с историей возникновения денег, развивать воображение детей, учить их думать, развивать творческие способности;
• закрепить название русских денег «рубль», «копейка»;
• учить детей практически осуществлять «процесс обмена»;
Развивающие:
• развивать экономический кругозор; куда уходят деньги; как экономить деньги;
• развивать логическое и нестандартное мышление,
• развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
• развивать речь детей, обогащать словарный запас. (копейка, рубль);
Воспитательные:
• воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам;
• воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности;
• формировать положительные взаимоотношения детей;
• учить и закреплять "Профессии".
Первое впечатление от пособия, обычно, и у детей, и у взрослых: это забава, развлечение. Но так и должно быть, ведь дети дошкольного возраста познают мир играя.
Дети с большим удовольствием используют Банкомат в сюжетно - ролевых играх: «Супермаркет», «Кафе», «Парикмахерская». В отдельных кармашках лежат распечатанные бумажные деньги и банковские карты для игры. Дети учатся последовательно выполнять все необходимые действия. Организуя сюжетно - ролевые игры мы не только расширяем экономический кругозор дошкольника, но и даем представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помогаем дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.
На распашных створках расположили различные кармашки, мини –книжки - раскладушки, пословицы, лото, загадки, раскраски, картинки различных профессий и другое. Все материалы лэпбука несут в себе познавательную и развивающую функции.
Мини - альбом «История возникновения денег» - это краткая историческая информация, сопровождающаяся картинками.
Цель: формировать представление о деньгах, истории их появления. Дать понятие термину «деньги».
Книжки - раскладушки знакомят детей с современными деньгами - бумажные и монеты.
Кармашек «Валюта» знакомит детей с деньгами разных стран.
Книжка - гармошка «Где могут храниться деньги» показывает разнообразие возможностей хранения денег от надёжных до смешных и нелепых.
Картинка «Семейный бюджет» позволяет помочь понять из чего складывается семейный бюджет.
Мини плакат «Как экономить деньги?» подсказывает способы сокращения расходов, которые можно применять даже детям. (Бережно относиться к вещам, не покупать не нужных вещей, чаще ходить пешком, завести копилку и др.)
Гармошка «Пословицы и поговорки».
Цель: знакомство детей с мудростью русского народа - пословицами и поговорками.
Книжка – малышка «Загадки» содержит материал, помогающий с помощью взрослых закреплять знания о мире финансов.
Кармашек «Можно купить - нельзя купить» показывает различия между духовными и материальными ценностями.
Кармашки «Раскраски» и «Нарисуй свою копилку».
Цель: развитие речи, воображения, фантазии детей.
Игра - лото «Что где продается?»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания детей о разновидности торговых объектов.
Игра - лото «Кому что надо?» на тему «Профессии».
Цель: закрепить знания детей о профессиях людей, их предназначении и наличии предметов, которые помогают им в работе. Воспитывать уважение к труду, вызвать желание трудиться.
Игра «Поезд монет».
Цель: учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет.
Пособие пользуется неизменной популярностью у детей, ведь они самостоятельно вырезали некоторые детали и приклеивали распечатанные шаблоны на свои места.
Это универсальное развивающее пособие хорошо подходит для организации самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности педагога и детей. Здесь можно выбрать задания под силу каждому (одним - кармашки с карточками по данной теме, а другим детям - задания, подразумевающие рассмотреть картинки и ответить на вопросы воспитателя и т. д.)
При помощи данного пособия дети узнали: откуда берутся деньги, на какие нужды тратятся, как можно сэкономить. Научились пользоваться банкоматом Сбербанка. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать: что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей - дошкольников.