Анджела Рахматулина
Дидактическое игровое пособие «Жизнь замечательных зверей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое игровое развивающее пособие
«Жизнь замечательных зверей»
Предпосылки: обогащение предметно- развивающей среды и пополнение уголка познавательно – исследовательской деятельности.
Вид: учебно – методического пособия : дидактическое игровое развивающее пособие.
Предназначено: для детей 4- 5 лет.
Публикация «Дидактическое игровое пособие „Жизнь замечательных зверей“» размещена в разделах
Живая природа - это удивительный, сложный, многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний.
Изучая природу, человек познаёт её законы и гармонию. К сожалению, очень часто люди сами отрицательно влияют на природу, когда загрязняют окружающую среду, разоряют птичьи гнёзда, оставляют в лесу не затушенный костёр. Много диких животных погибает на загородных дорогах!
Дети с речевыми нарушениями имеют недостаточные представления о диких животных, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного рассказа, поэтому им требуется помощь взрослого.
Поэтому я решила взять проект «Дикие животные» и работать над ним вместе с детьми и родителями в течение года в нашей группе. При реализации проекта понадобилось много разного дидактического материала и игр. И я решила систематизировать некоторые игры и игровые задания и изготовила дидактическое игровое пособие. Его я и хочу представить вашему вниманию.
Тема: Дидактическое игровое развивающее пособие «Жизнь замечательных зверей»
Цель: формировать у детей знаний и представлений об окружающей природе, о взаимосвязи и взаимозависимости между окружающей природой и человеком, развивать эмоционально – положительного отношения к природе, способствовать воспитанию бережного отношения к природе, умению соблюдать элементарные правила поведения в природе.
Исходя из целей были сформулированы следующие задачи:
- формирование знаний о жизненно необходимых условиях для животных и птиц (питание, рост, развитие);
- уточнять и углублять знания о животных и птицах в природе;
- формирование элементарных представлений о причинно – следственных связях внутри природного комплекса;
- воспитание доброжелательного отношения к окружающей природе,
побуждение детей к активному проявлению доброты, заботы, любви и
защиты;
Актуальность:
У детей пятого года жизни еще недостаточно сформированы знания и представления о диких животных, о приспособленности животных к среде обитания. Дети мало осведомлены о разнообразии животного мира и не умеют устанавливать причинно – следственные связи и делать соответствующие выводы. Поэтому тема моего дидактического пособия никогда не потеряет своей актуальности. Все понимают, что воспитывать чувство любви к природе у ребенка необходимо с раннего детства, только тогда он сможет стать ее защитником.
Игровое дидактическое пособие поможет ребенку расширить круг представлений об окружающем мире природы: какое время года, жизнь животных и птиц, например, в зимнее время года, повадки животных, чем питаются, как переживают зиму и т. д. Посредством игры мы приобщаем дошкольников к природе родного края, знакомим с окружающим миром.
В игре у детей формируются: способность замечать и анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру стремление создавать благоприятные условия для живых существ.
Игровой материал поможет вызвать у детей живой интерес к природе,
сформировать потребность в бережном отношении к ней, побудить
к системным наблюдениям. Играя, дети усваивают необходимые знания и впечатления, при этом возникает желание узнать больше, наблюдать, сравнивать, делать умозаключения, находить взаимосвязи в природе.
Ценность дидактического игрового развивающего пособия - состоит
в том, что материал о природе, о ее обитателях,раскрывается в доступной и увлекательной форме и направлен на развитие познавательной, поисковой, исследовательской, эмоционально-личностной сферы, а также развивает творческий потенциал, воображение, фантазию, помогает трансформировать их содержание, включая впечатления от личных наблюдений в природе, направляя внимание на признаки объекта в обыденной жизни.
Познавательные интересы, расширение круга знаний и представлений
дают детям глубже постигать явления окружающей действительности,
их связи, взаимоотношения, взаимозависимости.
Предварительная работа:
Изготовление дидактического игрового развивающего пособия. Для этого нам понадобились различные картинки с изображением диких животных, птицах, из журналов, книг, открыток и т. д.
Играть можно в течение всего дня, во всех видах деятельности.
Виды деятельности: игровая, коррекционная, развлекательная, учебная, коммуникативная.
Описание дидактического игрового развивающего пособия «Жизнь замечательных животных»
Игра имеет несколько вариантов.
Ход игры.
Воспитатель: Каких животных можно встретить в лесу на лесной полянке?
Дети. Лисы, волки, зайцы, медведи, белки и т. д.
Воспитатель. Какие это животные?
Дети. Дикие.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру и все про диких животных узнать.
1. Игра «Подумай – отгадай»
Детям предлагаются загадки о диких животных.
Загадки
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, тёмноглазый,
По деревьям любит лазить. (Белка)
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)
Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
Комочек пуха, длинное ухо,
прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)
Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёжик)
Ребята, про каких животных мы с вами отгадали загадки? Правильно про диких. Они живут в лесу и у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Сейчас поиграем и кто где живет узнаем.
2. Игра – лото «Кто где живет?»
На столах у детей карточки – лото с изображением жилищ животных и маленькие картинки с изображением животных. Дети должны распределить животных по их домам. (можно еще добавить картинки, кто чем питается).
Где живёт медведь? (В берлоге)
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле.)
Где живут ёж, лиса? (В норах.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)
Воспитатель: Молодцы с заданием справились. Я хочу предложить поиграть еще в одну игру. Задумывались ли вы над тем, что каждое живое существо имеет свое лицо, свой портрет. Я предлагаю вам угадать, по портрету, кто изображен на нем.
3. Игра «Узнай по портрету»
Детям показывают фотографии или рисунки животных, изображенных в профиль, боком или частично. Дети должны рассмотреть эти портреты и рассказать, чей портрет.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно угадали, кто изображен на портрете. У некоторых животных есть братья и сестры в других странах, я хочу показать вам их портреты.
4. Игра «Такие разные медведи»
Детям предлагается несколько фотографий разных медведей. Дети рассматривают их и находят, чем похожи эти медведи и чем отличаются.
Воспитатель: Играем дальше, у каждого животного есть свой ребенок. Как вы думаете, у кого кто?
5. Игра «У кого кто?»
Дети называют животных и их детенышей.
1) У зайца - (зайчонок)
2) У лося – … (лосенок).
3) У белки – … (бельчонок).
4) У медведя – … (медвежонок).
5) У волка – … (волчонок).
6) У ежа - … (ежонок)
Воспитатель: Правильно всех назвали, но у меня есть еще задание для вас. Надо придумать про животное слова, характеризующие его.
6. Игра «Кто какой?»
Злой, голодный, серый. (волк)
Трусливый, длинноухий, косой, пугливый. (заяц)
Хитрая, рыжая, быстрая (лиса)
Большой, бурый, неуклюжий… (медведь)
Оранжевая, пушистая, запасливая… (белка)
Колючий, суетливый, осторожный… (ежик)
Воспитатель: У меня есть еще веселые задания про диких животных, я хочу вам их предложить.
Игровые задания :
1. Игра «Путаница»
Посмотрите на картинку и найдите, где здесь спрятались животные.
2. Игра «Зверя по следам любого»
Предлагаются картинки со следами животных, детям надо определить, где чей след.
3. Игра «Узнай животного по силуэту»
Предложить детям изображенные на картинке силуэты животных, дети должны узнать кому принадлежит силуэт.
4. Игры – задачи, лабиринты, ребусы и т. д.
«Грибная поляна» - помоги ежику собрать грибы
«Лабиринт» - пройди вместе с зайцем путь и найди выход
«Сосчитай сколько зверей» - посчитай зверей на поляне и ответь кто первый, кто между белкой и ежом и т. д
«Отгадай, кто на картинке» - назови животных, изображенных на картинке
«Веселая математика» - в игровой форме решить задачки.
Детям предлагаются веселые шуточные игры – задачи, лабиринты, игры – загадки. Дети решают их, находят ответы.
5. Словесные игры «Сравни и опиши», «Наоборот», «Кто знает, пусть продолжает», «Подскажи словечко» и др.
6. Составление рассказов о диких животных по картине, по серии картинок.
Воспитатель: Вот ребята, мы и побывали в лесу и познакомились с его обитателями - дикими животными. Вы теперь знаете много интересного о них.
Вместе с ребятами мы сделали коллективную аппликацию «Жизнь диких животных в лесу».
Дидактический игровой материал из пособия «Жизнь замечательных зверей» о диких животных формирует в ребенке наблюдательность, любознательность, умение вчувствоваться во внутренний мир живого объекта. После игр дети становятся более внимательными к окружающей природе, контролируют поведение, стараются помочь природе и защитить ее. Логические задачи, которые сформулированы в дидактических играх,учат дошкольников устанавливать взаимосвязи в природе, они развивают логическое мышление, внимание, расширяют кругозор ребенка, его знания об окружающем мире. Важно, чтобы дети выделяли и причину и следствие, не путали их последовательность, что дает возможность осознания взаимозависимостей природы и ее обитателей.
Пособие помогает развивать связную речь при составлении рассказов о животных и птицах.
Спасибо за внимание!