Оксана Паламарчук
Дидактическое игровое пособие «Лучики знаний»
▼ Скачать
СЛАЙД2
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает.
Публикация «Дидактическое игровое пособие „Лучики знаний“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на развитие познавательных интересов и познавательных способностей. Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы.
Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.
СЛАЙД3
В настоящее время, когда игра официально, на государственном уровне, признана ведущим видом деятельности ребёнка-дошкольника, перед воспитателями стоит задача организации всего образовательного процесса через игровую деятельность. Связи с этим вопрос о дидактической игре становится очень актуальным. Всё это натолкнуло меня на мысль о создании собственного авторского дидактического пособия. Так появилось пособие «Лучики знаний» Это пособие – многофункциональное, так как его можно использовать для решения различных задач в разных образовательных областях.
СЛАЙД4
• Взглянув на солнышко, дети могут понять, какое настроение вызвал у воспитателя тот или иной их поступок, а также поместить на нём карточку с изображением своего настроения в определённый момент.
• Утром, посмотрев на солнышко, дети могут узнать, чем будут сегодня заниматься.
СЛАЙД5
• Вокруг «Лучиков знаний» мы с удовольствием водим хороводы
• Ему можно рассказать по секрету о своих обидах и переживаниях, поведать своё заветное желание
СЛАЙД6
• Поместив его на стену, можно использовать середину-солнышко как мишень для метания мячей в групповой комнате.
СЛАЙД7
Многофункциональное дидактическое пособие «Лучики знаний!» является авторской разработкой и направлено на содействие гармоничному познавательно-речевому и сенсорно-моторному развитию ребёнка дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ ПОСОБИЯ
развитие речи;
• развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;
• расширение и активизация словарного запаса;
• учит сравнивать, анализировать, соотносить предметы, делать простейшие выводы;
развивает ребенка интеллектуально. ;
• способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
•развивать художественные, музыкальные, конструктивные способности детей.
СЛАЙД8
Мной были разработаны и изготовлены специальные игры и игровые задания для работы на пособии. Каждая из разработанных мною игр решает целый ряд задач обучающего, развивающего и воспитательного характера. Их можно использовать в различных вариантах с разной степенью сложности, тем самым осуществляя дифференцированный подход.
СЛАЙД9
- «Подбери по форме и цвету»;
- «Профессии»;
- «Сад и огород»;
- «Животные» (дикие, домашние);
- «Птицы» (дикие, домашние);
- «Весенние изменения в природе»;
- «Права ребёнка»;
- «Город»;
СЛАЙД10
ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ И ЦВЕТУ
Цель: - Учить детей определять форму и цвет геометрической фигуры.
- Учить подбирать по форме и цвету геометрические фигуры.
- Закреплять названия и признаки геометрических фигур.
- Развивать глазомер.
Воспитывать умение действовать в команде, помогать друг другу.
Оборудование: круг с разноцветными лучиками. Демонстрационный материал: крупные фигуры из фетра: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный материал: картинки предметов похожие по форме с геометрической фигурой.
СЛАЙД11
ПРОФЕССИИ
Цель: расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, соотносить их. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Оборудование: круг с лучиками, картинки с изображением профессии, карточки-инструменты на липучках.
САД-ОГОРОД
Цель: учить определять пространственное расположение предметов и по цвету; уточнить знания детей об овощах и фруктах, и месте их произрастания, пользе для человека;
- учить различать овощи и фрукты по внешнему виду, описывать их по характерным признакам;
- учить использовать обобщающее понятие «Овощи», «Фрукты» обогащать словарный запас за счет обозначений качеств;
- развивать внимание, память, усидчивость, координацию движений, мелкую моторику рук.
СЛАЙД12
ЖИВОТНЫЕ
Цель. Закреплять названия домашних и диких животных.
Задачи. 1. Формироваь назывной словарь
2. Развивать слуховое восприятие.
3. Прививать любовь к животным.
4. Учить играть в коллективе.
Оборудование: круг с лучиками, картинки с изображением домашних и диких животных, картинки их мест обитания домик.
Словарь. Домашние и дикие животные. Где они живут? Домашние животные живут дома, а дикие в лесу. Назови домашних и диких животных.
Содержание: Дети со стола выбирают картинку, называют животного. Правильность ответа проверяют, соотнося
с картинкой места обитания, расположенного в середине круга.
СЛАЙД13
ВЕСЕННИЕ ПРИЗНАКИ В ПРИРОДЕ
Цель: закрепить знания детей о весенних признаках
Задачи:
- развивать мышление, внимание,
- развивать связную речь,
- развивать мелкую моторику, память
Ход игры:
1 вариант:
Закрепить в центре круга перед детьми карточку с изображением Весны, а на столе расположить карточки с признаками времён года. Предложите ребёнку подобрать нужные картинки и объяснить почему.
2 вариант:
Можно усложнить игру, расположив карточку с изображением всех времён года, ребёнок должен подобрать карточки и прикрепить их.
3 вариант:
Возможен и следующий вариант: Взрослый предлагает рассмотреть карточки и найти ошибку (1 признак подобран не правильно) и исправить её.
СЛАЙД14
ПРАВА РЕБЕНКА
Задачи:
- формировать правовые знания детей системно, опираясь на предметно – чувственный опыт и совмещать (связывать) их с уже сформировавшимися представлениями;
- учить детей решать проблемные правовые ситуации, используя доступные способы, обосновывать своё решение;
- воспитывать интерес к правовым знаниям непосредственно через все виды детской деятельности.
Материалы: круг с лучиками, картинка с изображением ребёнка, карточки с графическим изображением прав ребёнка.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Детям предлагаются карточки с разными графическими изображениями прав ребёнка. Ребёнок, выбрав карточку, называет какое это право и объясняет его значение.
СЛАЙД15
ГОРОД
Задачи:
- учить детей фантазировать;
-развивать речь, умение объяснить свой выбор;
-обогатить и активизировать словарный запас детей;
-развивать мелкую моторику;
-формировать сенсорные способности детей в процессе игры.
Материал: круг с лучиками, карточки с изображением транспорта, сооружений, насаждений, площадок.
Ход игры: дети составляют рассказы о том, каким они представляют свой город, ребёнок может прикрепить карточку лишь тогда, когда мотивирует свой выбор.
СЛАЙД16
В процессе действий с предметами, у детей накопится определенный опыт, словарный запас, понимание обращенной к нему речи. Благодаря этим достижениям дошкольник начнет активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения сформируется восприятие. На развивающих занятиях, действуя с предметами, дети начнут обнаруживать их отдельные свойства и разнообразие свойств в предмете, разовьется их способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. В связи с чем, у дошкольников повысится уровень развития психических процессов в целом, а также уровень развития восприятия и его свойств. В результате занятий с использованием пособия «Поиграем!» :
-У детей эмоционально — положительное настроение, без эмоционального и мышечного напряжения.
-Дети умеют объединить свойства предметов в целостный образ предмета, узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства; применяют на практике перцептивные (обследовательские) действия, знают основные свойства предметов, их назначение, особенности.
-У детей развиты восприятие формы, цвета, величины, пространства, чувства ритма, общая и мелкая моторика, координация движений.
- Сформирована познавательную активность, любознательность и расширен кругозор детей.
- У детей развиваются все стороны речи.