Путря Ольга Сергеевна
Дидактический материал, используемый с детьми старшего дошкольного возраста по ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактический материал, используемый с детьми старшего дошкольного возраста по ранней профориентации
Для того чтобы, воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о пользе и результатах, и чтобы наша работа по профориентации была интересна, разнообразна и полезна мы используем дидактический материал. Что такое дидактический материал?
Публикация «Дидактический материал, используемый с детьми старшего дошкольного возраста по ранней профориентации» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Дидактический материал-это наглядные развивающие учебные пособия, которые применяют для освоения и закрепления изучаемого материала. Дидактический материал включает наборы предметных и сюжетных карточек, макеты, муляжи, стенды, плакаты, фото, альбомы, и конечно дидактические игры.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Я хотела бы поделиться с вами опытом проведения тех дидактических игр, в которых накопление знаний о профессиях у детей происходит в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая родителей.
Дидактических пособий много, но сегодня я расскажу вам о тех при использовании которых у детей формируются обобщенные представления о той или иной профессии.
Всем известно дидактическое пособие лэпбук. Лэпбук - отличный способ закрепить определенные знания детей о профессии, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Лэпбук может быть, как по одной профессии, так и по нескольким. Он представляет собой папку –раскладушку, на страницах которого имеются различные кармашки с карточками, в которых собрана информация, игры,задания по теме.
Например:
1. Кармашек с изображением представителя профессии- ребенок достает картинку и называет профессию о которой пойдет речь.
2. Кармашек «Отгадай загадку» - карточки с загадками, связанные с этой профессией.
3. «Место работы»- карточки, при помощи которых уточняем представления детей о том, где работают люди и как называется их рабочее место.
4. Картинки на липучках «Что нужно для работы» -картинки с предметами для той или иной профессии.
6. кармашек с раскрасками- для выполнения творческого задание.
7.. Кармашек «Собери картинку» - дети собирать целое изображение из отдельных кусочков.
Сравнительно новое, но эффективное дидактическое пособие - кубик Блума.
Методика использования «Кубика Блума».
Понадобится обычный куб, на гранях которого написаны слова. Педагог или ребенок бросают кубик. Выпавшая грань указывает на вопрос, который ребенок должен дать развернутый ответ.
• Назови. –ребенок отвечает на поставленный вопрос
• Почему. - Почему люди получают профессии и работают?
• Объясни. - детям предлагается объяснить выражение «Работать по призванию»
• Предложи. - какие профессии ты считаешь важные,
Придумай. -Что бы было, если бы у людей не было профессий?.
• Поделись- ребенок рассказывает кем бы хотел работать когда вырастит.
Применения «Кубик Блума» в образовательной деятельности открывает большие возможности развития познавательного интереса детей по ранней профориентации.
Одним из современных и интереснейших дидактических пособий, которое мы используем в работе по профориентации- это "Круги Луллия" - круги с картинками, подобранные по изучаемым темам :
«Кто больше назовёт действий»
«Назови профессии»
«Кому что нужно для работы»
«Кто где работает»…
Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих дидактических играх :
1 "Подбор соответствия"
Ребенок крутит круг и соединяет картинки профессии, например, Повар, с предметом, который необходим ему при работе. После чего называет профессию, инструмент, а так же действия которые он выполняет с помощью него.
2 "Элемент случайности в установке колец"
Ребенок крутит круги и соединяет их стрелкой-распределителем в случайном порядке. Например- Почтальон и кисти
После чего называет профессию -Почтальон, инструмент- кисти, который был выбран случайно и рассказывает необходима ли кисть для Почтальона
3 "Игра на развитие творческого воображения"
Ребенок крутит круги и соединяет стрелкой распределителем в любом порядке на его усмотрение. Например – профессия учитель, предмет – свисток. После чего ребенок называет профессию, инструмент, который был выбран и в каких ситуациях этот предмет может помочь человеку данной профессии. Главное в этом варианте дать детям возможность пофантазировать.
По закреплению знаний детей о различных профессиях, мы используем дидактическое пособие «Кубики историй». «Кубики историй» -это рассказывание истории по картинкам, находящимся на гранях куба. Кубик на каждой из шести граней имеет картинку, с которой нужно связать свой рассказ. Суть игры в том, что вы предлагаете составить историю. В данном случае историю о профессии.
-Сегодня, я хочу рассказать вам об одной профессии.
Далее ребенок кидает кубик и в зависимости какая грань с картинкой выпадет он составляет предложения,затем следующий ход – по другой картинки,он продолжает составлять предложения,не теряя нить рассказа и т. далее. В процессе работы с «Кубиком истории», получается связный рассказ о профессии.
Картинки на гранях кубика можно распределить следующим образом:
-первая сторона — картинка с изображением человека определённой профессии (врач, полицейский, парикмахер, повар)
-вторая сторона- картинка с его местом работы,
-третья сторона –картинка с орудием труда,
-четвёртая сторона –картинка с профессиональной одеждой,
-пятый сторона — картинка с трудовыми действиями (лечит, стрижёт, следит за порядком,
-шестая сторона — картинка с результатом труда (красивая причёска, здоровый пациент, приготовленное блюдо)
Таким образом дидактический материал знакомит детей дошкольного возраста с профессиями взрослых, позволяет детям глубже проникнуть в мир профессий, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще, узнавать больше о мире профессий и том, как они влияют на нас и на общество.