Наталья Горьковая
Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению
Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой. Поэтому главная забота воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста – помочь детям усвоить программный материал.
Публикация «Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению» размещена в разделах
Дидактические игры – более привычный для воспитателей метод обучения и вид игровой деятельности. Они с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности и инициативности. С другой - решают определенную дидактическую задачу : изучение нового материала или повторение пройденного.
Основной задачей в процессе обучения чтению и грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу и синтезу слова.
Старшие дошкольники тяжело усваивают абстрактные понятия. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, так как данному возрасту свойственно наглядно-действенное мышление. Важное значение здесь имеет наглядность и игра.
Поэтому, как мотивационный стимулятор для ребят, в нашей группе мы сделали адвент–календарь в виде ели. Была поставлена задача – сделать его не только украшением интерьера группы, но и дидактическим пособием для проведения различных видов совместной деятельности с детьми. Разместили адвент–календарь в доступном для детей месте, чтобы каждый мог подойти, рассмотреть его и потрогать на ощупь. Адвент-календарь помогает почувствовать детям течение времени, научиться его понимать и осознавать (дни, недели, месяцы).
Самое интересное в календаре – это кармашки с заданиями и с играми по обучению грамоте.
Адвент – календарь мы начали вести с сентября. Календарь оформлен по временам года. На конвертики с заданиями наклеиваются разные картинки по признакам месяцев:
В сентябре: грибы, белочки. В октябре: шишки. В ноябре: синички.
В декабре: новогодние игрушки. В январе: снежинки. В феврале: снегири.
В марте: солнышко. В апреле: капель В мае: насекомые.
На 1 этапе в начале нам нужно было обучить детей определению места звука в слове. В эти игры мы начали играть в старшей группе:
На 2 этапе в подготовительной группе мы начали учить соотносить звук с буквой, запоминать графическое изображение букв. «Азбука»; «Найди букву»; «Вот такие буквы» и другие.
На 3 этапе для детей, которые усвоили предыдущий материал, мы предложили детям более сложные игры. «Сложи слово»; «Маленькие слова»; «Расшифруй слово»; «Мои первые предложения»; «Слоги»; «Буква за буквой»; «Весёлая карусель» и другие.
Предлагаю вашему вниманию дидактические игры по обучению грамоте.
«С чего начинается слово?»
Цель: упражнять детей в определении первого звука в словах.
Дети выделяют и произносят первый звук в слове. Затем усложнение задания: нужно было найти букву, соотнести звук и букву.
«Телевизор»
Цель: упражнять в выделении первого звука в словах и составление из них новых слов.
Воспитатель предлагает детям посмотреть телевизор. Ребёнок находит картинки, у которых первый звук соответствует букве в изображении на телевизоре.
«Весёлые звуки»
Цель: автоматизация поставленных звуков в игровой деятельности;
- определение места звука в слове;
- выделение гласных в словах.
Воспитатель спрашивает, у кого есть такой рисунок (например, акула) на большой карте. Тот, у кого есть такой рисунок, должен назвать нарисованный предмет. Если ответ верный, играющий берёт карточку у ведущего и закрывает ею такой же рисунок на большой карте.
Кроме того, к каждой большой карте дополнительно даны задания. Задания должны выполнить тот играющий, кому досталась данная карта.
(Например, закончи предложение: В океане плавает….(акула).)
«Игры с прищепками». (Многовариантная игра.)
Цель: -упражнять в подборе слов к заданному звуку (букве);
- подбирать родственные слова;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- развивать мелкую моторику рук.
Перед Новым годом мы играли с детьми в многовариантную игру
«Наряди ёлку».
Цель:
- учить подбирать предмет с определённым звуком в начале слова (в середине, в конце слова);
- упражнять детей в нахождении местоположения: слева, справа, за, перед, под, вверху, внизу).
Ход игры:
1 вариант. Воспитатель предлагает детям украсить ёлку игрушками. Вызывает ребёнка, отгадавшего загадку и говорит, где надо повесить игрушку на ёлке.
2 вариант. Детям предлагает повесить игрушку в любом месте на ёлке и назвать её место расположения.
3 вариант. Ребёнок становится спиной к ёлке. Воспитатель меняет игрушки, расположенные слева и справа. Ребёнок поворачивается и отгадывает, что изменилось.
4 вариант. Дети все закрывают глаза, воспитатель меняет игрушки местами. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.
«Сложи слово»
Цель: учить детей составлять и читать слова по первым звукам.
Эта игра отрабатывает навыки чтения, развивает у детей интерес и желание читать.
«Сплетём венок из предложений».
Цель: упражнять детей в составлении предложений, объединённых тематически.
Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например, Зимой падает снег. Из снега дети лепят снеговика. И т. д.
«Буква за буквой»
Цель: учить выделять звук (букву) в начале и в конце слова и находить картинку, название которой начинается на последний звук в слове.
Воспитатель в процессе игры задаё т соответствующие вопросы:
-Почему ты решил поставить свою карточку?
-На какой звук заканчивается слово?
-На какой звук начинается твоё слово?
Лото «Проекции»
Цель: учить узнавать предмет и букву по проекции.
Правила игры заключаются в том, кто первый закроет своё игровое поле соответствующими карточками. Игра учит не только узнавать предмет по проекции, но и развивает образное мышление, дети запоминают алфавит и цифры.
«Волшебная карусель». В игре предлагается несколько вариантов:
Цели: -определять первый и последний звук в слове;
-учить составлять слова из букв; слогов;
-определять количество слогов в слове.
(Например, одно из заданий) : В процессе игры ребё нок должен выполнять последовательно 4 действия по вертикали:
1) найти заданный начальный звук и установить над ним контрольный язычок;
2) найти картинку со словом, которое начинается с заданного звука;
3) подобрать к слову последний звук;
4) перевернуть карусель и проверить своё выполнение задания.
Подвижная игра «Собери пазл».
Цель: упражнять в нахождении картинки, название которой начинается с определённого звука, соотнести звук с буквой.
Воспитатель раздаёт первой команде детей карточки с изображением букв, а второй команде – картинки и говорит: «Раз, два, три пару себе найди».
Заключение.
Игра – это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.
Ребёнок -дошкольник – это практик, а не теоретик. Если информация, которая преподносится ребёнку, не подкрепляется действием (в игре, предметной деятельности, рисовании, подражании и пр., она не станет надёжным, по настоящему усвоенным знанием.
Воспитатель должен помнить о том, что нужно разнообразить содержание выбранной дидактической игры, постоянно обновлять игровые сюжеты.