Марина Мельничук
Дидактические игры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.
Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические, автодидактические, игры. С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами.
Публикация «Дидактические игры в детском саду» размещена в разделах
Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры – занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.
Дидактическая игра используется при обучению детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Дидактическая игра, как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит играет, а дети, играя, учатся.
Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание ему хорошо известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Наоборот» и другие. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой либо цвет. Дети обычно выбирают любимые и сказочные цвета: золотой, серебряный. Водящий подходит к продавцу называя красочку. В этой игре много интересных игровых действий. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них в запасе всегда были такие игры, чтобы они сами могли организовывать их, быть участниками, болельщиками и справедливыми судьями.
Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят пропадает интерес к игре (чаще происходит к настольно – печатным играм, необходимо совместно с ребятами придумать более сложные правила.
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. В играх, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается атмосфера доверия между детьми и воспитателем, между самими детьми, взаимопонимание, атмосфера, основанная на уважении личности ребенка, на внимание к его внутреннему миру, к переживаниям, которые он испытывает в процессе игры. Это и оставляет сотрудничества.
Самостоятельно играть дети могут в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания.
Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.
Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр как у младших, так и у более старших детей.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств.
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.
Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.
Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещенные в удобные коробки и папки. Весь дидактический материал хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.
Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность во время игры развивает мозг ребенка.
Рекомендуемые игры для детей 3 – 4 лет.
o Игры с предметами («кукла Катя проснулась», «кукла Катя обедает», «новая кукла», «что изменилось? (игра с матрешками)», «чудесный мешочек», «такой листок – лети ко мне», «кто скорее соберет», «найди предмет по описанию», «подбери посуду для куклы», «больше – меньше»);
o Настольно – печатные («парные картинки», «сложи картинку», «лото», «чьи детки?», «кому, что нужно для работы?», «домино»);
o Словесные игры («когда это бывает?», «угадай, кто позвал», «коза рогатая», «заинька», «на птичьем дворе», «у медведя во бору», «конь», «петушок», «солнечные зайчики», «вороны», «пчелки», «еду – еду», «птицы и автомобиль»);
Рекомендуемые игры для детей 4 – 5 лет.
o Игры с предметами («из чего сделано?», «найди такую же», «магазин», «что кому?», «узнай, что изменилось?», «горячо – холодно», «дереву – беги!», «кто скорее соберет?», «что игрушка рассказывает о себе?», «кто что слышит?»);
o Настольно – печатные («парные картинки», «кто что делает», «не ошибись!», «домино», «лото», «охотник и пастух», «что лишнее?», «когда это бывает?»);
o Словесные игры («где мы были, не скажем, а что делали, покажем», «мыши», «воробушки и автомобиль», «гуси», «гуси – гуси», «зеркало», «каравай», «добавь слово»);
Рекомендуемые игры для детей 5 – 6 лет.
o Игры с предметами («не ошибись!», «кто подойдет, пусть возьмет», «похож – не похож», «знаешь ли ты?», «чья одежда?», «вершки и корешки»);
o Настольно – печатные («кто построил этот дом?», «собери картинку», «путешествие по городу», «что где растет?», «зоологическое домино»).
o Словесные игры («отгадай – ка!», «магазин игрушек», «радио», «назови три предмета», «кому что нужно?», «вершки – корешки», «испорченный телефон», «кто ты?»).
Рекомендуемые игры для детей 6 – 7 лет.
o Игры с предметами («первоклассник», «что изменилось?», «для чего нужен предмет?», «кто потрудился?»);
o Настольно – печатные («из чего и кем сделано?», «от зернышка до булочки», «умные машины»;
o Словесные игры («да – нет», «похож – не похож», «отвечай быстро», «охотник», «подбери слово», «не ошибись!», «только на эту букву», «придумай предложение».