Шпирная Татьяна Юрьевна
Дидактические игры «Пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Не сорока, не ворона»
Цель: Учить детей узнавать разных птиц на картинках. Способствовать развитию внимания и сообразительности. Доставить детям удовольствие живой игрой.
Материал: картинки с изображением птиц.
Содержание игры : Детей делят на две команды. Воспитатель заранее заготавливает карточки с изображениями птиц, которых показывали детям на прогулке, ранее на занятиях. Например, для первой команды: снегирь, аист, воробей, пингвин, чайка, сорока; а для другой - голубь, дятел, сова, кукушка, страус, синица, ворона.
Публикация «Дидактические игры „Пернатые друзья“» размещена в разделах
Каждая команда по очереди на вопрос Воспитателя «Не сорока, не ворона. А какая это птица? Отгадай-ка». Отвечает например: «снегирь». Назвали птицу правильно – очко, не назвал - проси помощи у другой команды: ответили, очко получают они. Воспитатель вновь произносит слова иные «не ворона, не синица. Так скажи, как зовется эта птица?»…
Советы педагогу: карточки должны находиться в предложенном порядке.
Словесная игра: «Прилетели птицы»
Цель: научить детей воспринимать на слух информацию, находить неправильную, реагировать на нее.
Воспитатель называет медленно птиц, но допускает ошибки, предварительно оговариваем как будут дети реагировать на ошибку – хлопать в ладоши, топать ногами или др. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т. п.
Прилетели птицы:
голуби, синицы, мухи и стрижи.
голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки. ,
голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,
даже совки, плюшки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы!
Игра «Домашние и дикие».
Цель: учить детей классифицировать птиц на домашних и диких.
Игровое действие: Игровое поле представляет собой круг, разделё нный на две части: с одной стороны изображён дом человека, с другой - лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Карточки с изображением домашних и диких птиц на липучках.
В порядке очереди выходит ребёнок тянет перевернутую лицом вниз картинку с изображением птицы, посмотрев на нее показывает другим ребятам и говорит к какому классу относится эта птица, воспитатель утверждает правильность ответа или исправляет и ребенок прикрепляет на нужную сторону игрового поля птицу: домашнюю птицу – дом человека, если дикая –лес.
«Чем питаются птицы».
Цель: учить детей называть, чем питаются птицы.
Игровое действие: Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет у доски большие картинки с изображением пищи птиц. Дети в шапочках-обручах из бумаги, на которые прикреплены картинки с изображением различных птиц, подходят к доске и выбирают для себя пищу.
Образец речи детей:
«Я сова, я ем мышей.
Я курица, я клюю зёрна.
Я воробушек я люблю хлебные крошки.
Я ворона, я люблю сыр.
Я синичка, я люблю ягоды.» И т. д.
Игра «Птенчики».
Цель: Учить детей правильно называть взрослых птиц и их птенцов.
Игровое действие: Используются шапочки из предыдущей игры. Дети делятся на две группы - одни изображают взрослых птиц, другие птенцов. Дети движутся по игровой комнате. По сигналу педагога они объединяются в пары.
Образец речи детей: «Я утка, вот мой птенец. Я утёнок, вот моя мама».
«Я воробей, вот мой птенец. Я воробушек, вот моя мама».
«Я журавль, вот мой птенец. Я журавленок, вот моя мама».
«Я грач, вот мой птенец. Я грачонок, вот моя мама».
«Чей голос?».
Цель: закреплять умение детей звукоподражать птицам.
Игровое действие: Дети делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какой-либо птицы, если нужно воспитатель подсказывает на ушко, второй угадывает, что это за птица.
Образец речи детей: 1-й ребё нок: «Чирик-чирик»,
2-й ребё нок: «Это чирикает воробей».
3-й ребенок: «Кар-кар»,
4-й ребенок: «Это ворона»,
5-й ребенок: «Ку-ку, ку-ку»,
6-й ребенок: «Это кукушка»,
ребенок: «Ух-ух-ух…ууууггуууу»
(сова)
Воспитатель также может использовать фонограмму «звуки диких птиц».
«Самый главный»
Цель: дать детям знания о том, какую пользу приносят различные птицы.
Игровое действие: Образец речи детей:
«Я курица, я даю людям мясо и яйца — я самая главная»,
«Я сова, я санитар леса — я самая главная»,
«Я соловей — я радую людей своим пением. Я самый главный»,
«Я дятел, я избавляю деревья от вредителей — я самый главный»,
«Я петух, я бужу своим пением людей по утрам — я самый главный»
«Я ворона, я ем лечинок, жуков — я самая главная»
И т. д.
«Сложи целое яйцо из частей»
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Воспитатель:
- Это яйцо разбито. В нем сидел птенец. Подрос и разбил яйцо. Чтобы выйти наружу. Давайте попробуем сложить яйцо. Из частей сделать целое.
«Горячий – холодный»
Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы.
Мы сейчас откроем рот, Чтоб сказать наоборот. Воробей маленький, а ворона – большая. У синички хвост маленький, а у сороки – длинный. Сорока тяжелая, а воробей – легкий. У синички клюв тонкий, а у дятла – толстый.
«Один – много»
Мы волшебники немного, Был один, а станет много.
Цель: образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Воробей – воробьи – воробьев, сорока – сороки – сорок, синица – синица – синиц, ворона – вороны – ворон, снегирь – снегири – снегирей дятел – дятлы – дятлов.
Водящий: Есть у меня птица
Вот такая, вот такая! (показывает руками, какой величины у него птица)
Все играющие говорят:
Летит, летит птица,
К нам летит!
Водящий: Крылья у птицы
Вот такие, вот такие! И показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы.
Все играющие говорят: Летит, летит птица,
К нам летит!
Водящий: Клюв у этой птицы
Вот такой, вот такой!
Но водящий еще не уверен, что играющие узнали птицу. Он говорит, где живет птица, чем питается и т. д., и заканчивает вопросом: «Что это за птица к нам прилетела?» На вопрос отвечают не все дети, кто-нибудь один (на кого укажет водящий). Если ребенок ответил правильно, дети говорят: «Вот какая птица к нам прилетела!» Тот, кто отгадал, становится водящим и дает описание птицы, водящий ему говорит: «Не такая птица к нам прилетела». Затем он обращается к: другому играющему и повторяет вопрос. Названный водящим может отгадывать только один раз.
Новый водящий описывает другую птицу, у которой есть особые приметы, например орла, попугая, дятла, ворону; петуха, гуся.
«Чья голова, чей клюв, чье перо?»
Цель: расширять словарь детей за счет употребления притяжательных прилагательных.
Чья у птицы голова? Подскажи скорей слова. У вороны – (воронья, вороньи, у воробья – воробьиная и т. д.
«Скажи ласково»
Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай – Да словечко приласкай Воробей – воробушек, синица – синичка, снегирь – снегирёк и т. д.
«Какая птица лишняя»
Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц, развивать внимание, память.
Ход игры : педагог специально среди зимующих птиц, прилетевших к кормушке, размещает перелётную птицу. Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу. Педагог предлагает детям объяснить свой выбор. Просит назвать ещё для примера перелётных птиц, найти их на картинках.
«Кто где живет»
Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь;
Ход игры. Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями
«болото» - цапля, аист, журавль
«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка
«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд
«город» - воробей, голубь, ворона
«птичий двор» - курица, гусь, индюк.
«Узнай птицу по силуэту»
Цель: способствовать закреплению знаний детей о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Ход игры : детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.
«Чего не хватает?»
Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;
Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.)/
Ход игры.
Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.
«Кто чем питается?»
Цель: закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц; знакомить с основным отличием зимующих и перелё тных птиц: отличия в питании.
Развивать память, внимание, речь.
Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.
Ход игры.
На двух кругах расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.