Ольга Гиматова
Дидактические игры с камешками Марблс
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Дети – маленькие исследователи, их привлекает все яркое и необычное. Дети - кладоискатели, они любят находить «сокровища». Дети очень любят играть. Зная это, мы, педагоги, можем превратить любой предмет, интересный для ребенка, в материал для дидактических игр. Часто воспитанники из дома приносят декоративные разноцветные камешки, берегут их в маленьких коробочках и демонстрируют друзьям, как нечто таинственное и волшебное. Такие наблюдения натолкнули меня на изучение рассматриваемой темы. Оказалось, что на основе простых камешков Марблс можно создавать различные дидактические игры.
Публикация «Дидактические игры с камешками Марблс» размещена в разделах
Марблс – это созданные человеком разноцветные шарики или плоские камешки. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Камешки получили свое название от английского «marbles» (то есть мраморные). Они имеют разнообразную цветовую гамму и форму. Широко используются в декоре предметов интерьера и наполнения аквариумов.
Камешки Марблс – материал современный, доступный, эстетически привлекательный для детей. Целью применения дидактических игр с использованием камушек Марблс в образовательной деятельности является развитие познавательного интереса дошкольников.
Что позволяет решать ряд задач:
1. Дети рассматривают, трогают камешки, чтобы определить их размер, форму, гладкость, наличие граней – это способствует развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук.
2. Камешки Марблс разнообразны по внешнему виду – это помогает во время дидактических игр и упражнений закреплять понятия величины, формы, цвета, количества, развивать умение сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать, закреплять навыки порядкового и количественного счета.
3. Камешки Марблс привлекают детей своей яркостью и необычностью, следовательно, данный материал эффективно использовать для развития ориентировки на листе бумаги. Полученные навыки (найти верхний левый угол, нижний правый угол и т. п.) дошкольникам легче применять при упражнениях на листе бумаги в клетку, но уже без использования таких ярких предметов как камешки Марблс.
4. Использование картинок-шаблонов и мини-сказок к ним обогащает представления об окружающей действительности и словарный запас дошкольников (дети слушают мини-сказку, выкладывают камешки на картинку-шаблон, чтобы помочь сказочным персонажам, дополняют сказочный сюжет, пересказывают его, пытаются самостоятельно сочинять сказку или рассказ по предложенной картинке).
5. Из красивых разноцветных камешков детям интересно составлять узоры и картины (по образцу, по условиям, по замыслу, что способствует развитию воображения и творческих способностей дошкольников.
Игры и упражнения с камешками Марблс рекомендуется начинать в 3-4 года. Сначала необходимо познакомить детей с новым материалом для игр и заинтересовать их. Для этого я использую сюрпризный момент (в группе появляется новая красивая коробочка или игровой персонаж приносит нам камешки, обращаю внимание детей на камешки и предлагаю детям рассмотреть, потрогать камешки, чтобы определить их размер, форму, гладкость, наличие граней. При этом происходит знакомство с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - матовые, прозрачные, пропускающие свет; цветом - красные, синие, желтые, зеленые. Затем дается время для самостоятельного манипулирования. На этапе знакомства необходимо обязательно обсудить с детьми технику безопасности во время игр и неоднократно напоминать (многие камешки похожи на леденцы, но их ни в коем случае нельзя брать в рот). Для наибольшей безопасности игры и упражнения с камешками Марблс целесообразно использовать в индивидуальной работе или с небольшой подгруппой детей (5-7 человек).
После того, как дети познакомились с камешками, рассказываю им, что камешки можно не только рассматривать, но и играть с ними в разнообразные игры. Дидактические игры использую, руководствуясь принципом «от простого к сложному». На первоначальном этапе использую такие игры как : «Чудесный мешочек», «Сортировка», «Выкладывание по контуру», «Дорожки», «Заплаточки».
Эффективно использовать камешки Марблс для развития элементарных математических представлений. Воспитанникам можно предложить:
- выкладывать геометрические фигуры, цифры. Старшие дошкольники могут угадывать фигуру по точкам: например, выложить три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник; последовательности и логические ряды; графические диктанты.
Большое внимание камешкам Марблс уделяется в логопедической работе, занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.
Камешки Марблс помогают развивать фантазию, воображение, чувство цвета и композиции.
Для развития творческих способностей можно предложить детям следующие задания: декорирование поделок, составление различных узоров, выкладывание картин по условиям и по замыслу, рассказывание о картинах, составление рассказов, придумывание мини-сказок. Младшим дошкольникам демонстрирую картинку, по которой рассказываю мини-сказку, затем предлагаю помочь сказочному персонажу и заполнить картинку-шаблон камешками определенного цвета, размера. Со старшими дошкольниками можно совместно придумывать сказочный сюжет по картинкам-шаблонам. Картинки - шаблоны к камешкам Марблс в интернете легко подобрать ко многим темам недели.
Игры с камешками оказывают благоприятное влияние на психику ребенка. Рассматривание, перебирание, поиск самого красивого камешка помогает ребенку успокоиться, стать более уравновешенными.
Картотека дидактических игр с камешками Марблс
«Что бывает такое же»
Цель: развивать умение соотносить цвет с предметом, активизировать прилагательные в речи.
Ребенок достает из мешочка камешек любого цвета и соотносит с предметом (красный камешек – красный помидор, перец; зеленый камешек – зеленый огурец, лук, трава).
«Сухой бассейн»
Цель: развивать осязательные ощущения, умение выбирать предметы, отличающиеся от камешков Марблс (небольшие детали конструктора, киндер-игрушки).
Педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в емкости, наполненной камешками сначала одной рукой, потом другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами.
«Выложи по контуру»
Цель: развивать умение различать цвета, называть их, совершенствовать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Выложить предмет по нарисованному контуру, учитывая цветовую гамму.
«Выложи по заданию»
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук. Педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок. Усложнение: выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве; запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
«Сокровища в шкатулках»
Цель: формировать умение соотносить и группировать предметы по размеру, закреплять понятия «большой», «маленький».
Разложить камешки в шкатулки по величине: большие камешки – в большую шкатулку, а маленькие камешки – в маленькую шкатулку.
«Змейка»
Цель: упражнять в прикладывании камешков один к другому; развивать мелкую моторику рук.
Необходимо выложить длинную змейку так, чтобы все камешки лежали друг за другом, без промежутка, можно использовать разные цвета.
«Найди и закрой»
Цель: формировать умение классифицировать, обобщать, развивать внимание.
Лист А4 разделен на квадраты, в квадратах изображены животные, птицы и т. д. Задание: найти и закрыть птиц синим камешком, животных – красным камешком. Упражнение может варьироваться в зависимости от закрепляемой темы.
«Спрятанные слова»
Цель: формировать умение анализировать звуки в слове, подбирать слово на определенный звук.
Ребенок достает из мешочка камешек (красный, синий, зеленый) и называет слово на соответствующий звук (красный камешек – гласный звук, синий камешек – твердый согласный звук, зеленый камешек – мягкий согласный звук).
«Поставь камешек на место»
Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
Педагог предлагает инструкцию: «Положите красный камешек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний». Дети выполняют. Проверку задания можно выполнить через предъявление карточки – проверки к заданию.
«Расскажи про свои камешки»
Цель: развивать ассоциативное мышление, умение ориентироваться на листе бумаги, активизировать речь.
Педагог предлагает детям выложить на листе в каждом квадрате какие-либо камешки. Далее педагог предлагает каждому ребенку рассказать, что у него получилось. Педагог дает образец такого рассказа: «В центре листа – красный камешек - это ягодка, справа от него – зелёный листик, ниже три камешка образуют стебелек и т. д.».
«Собери бусы»
Цель: развивать логическое мышление, цветовое восприятие, зрительную память, учить выполнять действия по образцу.
У ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и камешки Марблс. Педагог показывает образец части бус, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок продолжает собирать бусы до конца. Усложнение: собрать бусы по памяти в соответствии с образцом.
«Сочинялки»
Цель: соотносить цвет с предметом, активизировать прилагательные в речи, развивать фантазию, умение составлять небольшие рассказы, сказки.
Выложить камешки в рамочку в произвольном порядке. Составить рассказ. Например, камешки лежат так : желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Таня в синем платье пошла гулять на полянку. На полянке она увидела красных бабочек, которые порхали над голубыми цветами. В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое солнышко, красная ягода, синий кит, зеленый листик.