Алла Богданова
Дидактические игры при дислалии
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактических игр при коррекции звукопроизношения у дошкольников старшего возраста с дислалией.
За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушением речевого развития. Самым распространённым дефектом произношения в дошкольном возрасте считают дислалию. Основной целью коррекционной работы при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Система коррекционной работы по воспитанию правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода и игровой форме обучения – как ведущей на ступени детства. Запорожец А. В., оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал, что необходимо добиваться того, чтобы игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка, служила формированию его способностей. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Разнообразные игровые ситуации, созданные логопедом, побуждают ребенка к своеобразному речевому общению, отвлекают его внимание от речевых дефектов, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной деятельности. Игровые приемы освобождают детей от утомления, длительной неподвижности на логопедических занятиях, помогают чередовать виды речевой работы и повышают эффективность коррекционной работы. Нами была предпринята попытка создания серии авторских дидактических игр, направленных на коррекцию звукопроизношения у дошкольников и апробация их. Игры состоят из следующих компонентов. 1. Игровое поле. На нём есть, во-первых, рисунок, изображение по теме, то, что даёт возможность логопеду и родителю построить беседу, задать вопрос. Во-вторых, есть места для карточек с изображениями по теме. 2. Карточки с изображениями по разнообразным темам. 3. Вспомогательный материал. Например, карточки символы-помощники. Кратко опишем некоторые авторские наглядные дидактические игры : Панно «Весёлая полянка» Цель: постановка и автоматизация звуков, развитие фонематического слуха, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, закрепление умений определять количество слогов в слове. Учить составлять предложение по опорным словам, выполнять анализ предложения, выкладывать его графическую схему. Развивать интонационную выразительность речи и силу голоса, работа над просодической стороной речи. «Звуковые шашки» Цель: формирование правильного звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков; развитие звукового, слогового анализа и синтеза слов; обогащение словарного запаса; словообразование; развитие связной речи; обобщение предметов; освоение лексико-грамматических компонентов языка; пространственной ориентации; развитие памяти, внимания, воображения. «Волшебные фишки» Цель: постановка и автоматизация звуков; дифференциация звуков; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, коррекции звукопроизношения. «Речевое панно» Цель: обобщение по лексическим темам, расширять словарный запас по темам; автоматизация и дифференциация звуков; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащение словаря; коррекция звукопроизношения; упражнение в правильном произношении отрабатываемых звуков и в четком произношении фраз; развивать пространственную ориентировку, уточнять и закреплять значение пространственных предлогов практическим путем; отрабатывать предложно-падежные конструкции; формировать навык связного высказывания с элементами творчества. Основываясь на проведенных исследованиях, разработав и изготовив наглядные дидактические игры, а так же используя игры Селиверстова В. И., мы разработали систему использования игр на разных этапах коррекционной работы. Система представляет собой целое, из множества элементов – игр, составляющие единство, в то же время они не зависимы друг от друга и могут использоваться самостоятельно в достижении поставленных задач в рамках определенного временного интервала.