светлана аблёзгова
Дидактические игры по звукопроизношению у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра является способом обучения и развития всей речевой функции ребенка и в частности развитием фонематического слуха и зрительного восприятия. Что же такое дидактическая игра? Это многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели : обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми. Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача, решая, которую в занимательной форме, дети достигают положительного результата, игровое дейст-вие-основа игры, является рисунком сюжета игры, правило, которое помогает управлять воспитательно-образовательным процессом. В игре детей прежде всего увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу. Дидактическая игра имеет и оп-ределенный результат, который является финалом игры, где под-черкиваются достижения каждого ребенка, а для педагога результа-том является показатель успеха детей в усвоении знаний и умений.
Публикация «Дидактические игры по звукопроизношению у детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и про-явлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.
Игровой практикум.
Логопед: “ Уважаемые воспитатели! Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по стране знаний. Чтобы попасть в страну не нужно идти нехожеными тропами, а нужно открыть несколько дверей. От каждой двери есть ключ, но, чтобы получить ключ, нужно разгадать задание. В увлекатель-ное путешествие есть два пути. Разделимся на 2 команды. Чья команда быстро и правильно справится с заданием, у кого больше будет ключей, тот и победит”.
Итак, в путь!
1. Перед вами страна Знаний. Нас встречает принц Знаний и принцесса Умений. Но, чтобы открыть первую дверь, вам нужно назвать имена принца и принцессы.
Дидактическая игра “Назови имя”.
Цель: упражнять детей в определении первого звука в слове и составлении слова из букв; воспитывать внимание, сосредото-ченность.
Ход игры : картинки с изображением мальчика или девочки. В каждой картинке нужно выделить первый звук и назвать имя. (Чья команда быстрее назовет имя, получает ключ.)
2. Итак, мы у следующей двери. Здесь вы увидите, какие чудеса могут происходить со словами, займитесь поиском сбежавших звуков.
Дидактическая игра “ Звуки заблудились”.
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, умение на-ходить ошибку в тексте.
Ход игры :. Ведущий читает текст, играющие находят ошибку,
Итак! Внимание!
Неизвестно как случилось,
Только звуки заблудились,
Заскочили в чей-то дом
И хозяйничают в нем!
Задание.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес).
Задание.
Пять баранов скушал Толька
И сказал: «Еще бы столько» (бананов).
Задание.
Мы собирали васильки
На головах у нас щенки (венки).
Задание.
Забодал меня котел
На него я очень зол (козел).
Та команда, которая безошибочно справилась с заданием, по-лучает ключ.
3. Перед вами третья дверь!
Дидактическая игра “Цепочка слов”.
Цель: развивать фонематический слух, зрительное восприятие, умение слышать звук в конце слова.
Ход игры :для того чтобы получить ключ от третьей двери, нужно выложить цепочку из предметов. Команды получают по десять картинок с изображением предметов. Первая картинка отмечена *. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается предыдущее. У кого длиннее цепочка, тот считается победителем.
4. У четвертой двери вас ожидает следующее задание.
Дидактическая игра “Что лишнее”.
Цель: активизировать словарь детей; развивать умение клас-сифицировать предметы по группам; развивать способность к логическому мышлению; воспитывать внимание, сосредото-ченность.
Ход игры : командам выставляется по одному плакату с изо-бражением 9-ти предметов. Для 1 команды - животные. Для второй - овощи Предлагается выделить лишний предмет, объ-яснить почему. Если команды справляются с заданием – полу-чают по ключу.
У пятой двери
" Сколько слов со звуком Ш? "
Цель: научить находить слова с заданным звуком при про-слушивании стихотворного текста.
Ход игры:
Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения ведущий спра-шивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто за-помнил больше слов.
Речевой материал к игре:
В тишине лесной глуши, шёпот к шороху спешит, Шёпот к шороху спешит, шёпот по лесу шуршит.
Наша Маша рано встала: кукол всех пересчитала:
2 Матрёшки на окошке, 2 Танюшки на подушке,
2 Иринки на перинке, а Петрушка в колпачке,
на дубовом сундучке.
Мы в магазин ходили, и шар себе купили,
Будем шар мы надувать, будем шариком играть,
Раздувайся наш шар, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся.
6. У шестой двери нас поджидает загадочное задание.
1)Дидактическая игра “ Чудесная удочка"”.
На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён маг-нит. Опуская удочку в ведро, где лежат несколько картинок, к ко-торым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт кар-тинку и называет первый, последний звук и дает характеристику.
2)"Утки и окуни".
Цель игры : научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.
Ход игры:
дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произ-вольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а "утки" - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.
Слова для игры : обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.
" Дружные звуки "
Цель: научить узнавать звуки, произносимые с утрированной инто-нацией.
Ход игры:
Логопед создаё т игровую ситуацию следующим рассказом: Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали соз-даваться слова, пришлось им разойтись по своим домам- словам. И вместо одного звука «А» появилось много таких же звуков «А». Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые. Чтобы легче вам было искать друзей, я буду их произносить про-тяжно, громко. Сначала нужно сказать, какой звук я называю громко в первом слове, а потом - во втором слове. После этого мы сравним звуки и обрадуемся, если они одинаковые, хлопнем в ладоши.
" Куклы заблудились "
Цель: научить выделять в слове звук, произноси-мый с утрированной интонацией.
Ход игры:
У детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля. Куклы пошли в лес и заблудились. Какой звук попросим пойти искать Аню? Каждый ребёнок должен найти свою куклу, назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой (выделяются удар-ные гласные).
Дидактическая игра «Положи в корзину»
Цели: Определение места звука в слове. Автоматизация и диффе-ренциация согласных звуков «Р» «Л»
Таким образом, вы наглядно убедились, что благодаря использова-нию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Дидактическая игра развивает речь детей : пополняется и активизи-руется словарь, формируется правильное звукопроизношение, раз-вивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.