Елена Комусова
Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и упражнения
для изучения понятия формы.
Найди такой же предмет.
Цель: учить детей соотносить предметы, изображённые на картине, с отдельными предметами.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур, набор таких же геометрических фигур.
Ход игры. Педагог показывает карточку с изображением одной из геометрических фигур, просит назвать её и найти такую же фигуру.
Найди игрушку похожей формы.
Публикация «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Цель: учить запоминать формы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной; закреплять названия «круглый», «квадратный», «треугольный».
Материал: объемные игрушки разной формы: шар, мяч, юла, неваляшка, часы настольные, телевизор и др. ; плоскостные формы
(образцы белого цвета) : круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Ход игры. Перед педагогом на столе разные игрушки. Он показывает их детям. Потом поднимает одну из геометрических форм, например круг. Воспитатель просит одного из детей найти игрушку круглой формы. Затем педагог сравнивает его с игрушкой: «Правильно, они похожи, мяч круглый». Ребенок, который правильно выбрал игрушку, уносит ее с собой.
Игра «Фигурка-заплатка»
Цель: учить детей различать и сравнивать фигуры по форме, подбирать нужную фигуру из нескольких путём наложения; формировать внимание, сосредоточенность.
Материал: карточка с контурным изображением геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника; наборы геометрических фигур красного, синего, желтого, зеленого цветов соответствующих форм.
Ход игры. Рассмотреть геометрические фигуры, назвать их форму и наложить на соответствующие контуры.
«Домики для геометрических фигур»
Цель: учить подбирать нужную форму с помощью зрительного соотнесения.
Материал: набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, домики для фигур (папка – раскладушка с кармашками, над каждым кармашком изображена фигура).
Ход игры. Дети называют фигуры и собирают их в свои домики.
Дидактические игры и упражнения
для изучения понятия величины.
Игра «Пирамидка»
Цель: учить соотносить величину колец в заданной последовательности, пользуясь понятием «самый большой», учить анализировать результат; развивать усидчивость, настойчивость.
Материал: пирамидка среднего размера с колечками разного диаметра красного, синего, желтого, белого цветов.
Ход игры. Ребёнок разбирает пирамидку. Чтобы правильно её собрать, нужно найти самое большое кольцо и одеть его на стержень, затем из оставшихся колец опять найти самое большое и т. д.
«Помоги мишутке найти свою тарелку».
Цель: учить детей сравнивать предметы по размеру (большой - маленький, сопоставлять их (маленькая тарелочка - маленькому мишутке, большая – большому медведю).
Материалы: игрушки (медведь большой и маленький, 2 тарелочки большая и маленькая.
Ход игры. Медведи сидят за столом. Помоги Мишутке найти свою тарелочку.
«Спрячь кружки на дорожку»
Цель: учить соотносить величину разных предметов путём наложения.
Ход игры. Детям предлагались две полоски гладкого картона 4x18 см красного и синего цвета и 6 кружков (3 красных и 3 синих). Надо было положить кружки на «дорожку» так, чтобы они «спрятались».
«Узкая и широкая дорожка»
Цель: закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности; знать и обозначать словом величины: широкая, короткая
Материал: деревянные кирпичики красного, желтого; игрушки – машины желтого, красного цветов
Ход игры. Педагог предлагает построить разные дорожки: узкую желтую дорожку для желтой машины, широкую красную дорожку для красной машины, и наоборот.
«Спрячь матрешку»
Цель: познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею.
Материал: двуместные матрешки по количеству детей, большая двуместная матрешка для воспитателя, мишка.
Ход игры. Педагог ставит на стол матрешку, рассматривает ее с детьми, потом раскрывает и достает маленькую матрешку: «Еще одна матрешка! Маленькая!» Педагог показывает мишку и предлагает матрешкам поиграть с ним в прятки. Мишка прячется, маленькая матрешка его находит. Мишка говорит, что теперь должна спрятаться маленькая матрешка, а он будет ее искать. Мишка отворачивается. Маленькая матрешка просит большую спрятать ее. Педагог медленно раскрывает большую матрешку и так же медленно вкладывает в нее маленькую, закрывает обе половинки и говорит: «Ищи, мишка!» Но он не может найти и уходит. После этого педагог раздает детям матрешек, раскладывая перед каждым одну целую и две половинки, просит всех спрятать маленьких матрешек, чтобы мишка их не нашел. Мишка возвращается, ищет матрешек, но не находит и снова уходит. Педагог хвалит детей, радуется вместе с ними.
Дидактические игры и упражнения для изучения цвета.
«Цветные кубики» (найди такой же)
Цель: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию.
Материал: крупные пластмассовые кубики по два каждого цвета (красные, желтые, белые, синие, зеленые).
Ход игры (проводится индивидуально с каждым ребенком). Взрослый расставляет перед собой и ребенком по 3–4 парных кубика, обращая внимание ребенка на их одинаковость: «Тебе такой, мне такой, тебе такой, мне такой.» Затем предлагает построить красивые одноцветные башни, показывает, как это делать. Момент постройки обыгрывает: берет сначала свой красный кубик, ставит на желтый и тут же выражает недовольство («не такой», переставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз, подчеркивая их однородность. Таким же образом устанавливает другие кубики. Затем просит ребенка сделать то же самое. При необходимости помогает. Ребенок строит башни 2–3 раза. По окончании педагог хвалит его.
«Спрячь мышку»
Цель: продолжать обучать детей различать цвета, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть эти цвета.
Материал: плоскостные домики-норки красного, синего, желтого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники – «двери» аналогичных цветов
Ход игры. Детям раздаются домики с изображением мышки, у педагога «двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти
«Собери цветы в вазы»
Цель: учить соотносить цвета, закреплять названия цветов.
Материалы: 4 вазы, вырезанные из картона разных цветов и цветочки таких же цветов.
Ход игры. Воспитатель просит назвать какого цвета вазы и собрать в них букеты. Соберём красные цветы в красную вазу, синие - в синюю т. д.
«Зелёные и красные круги»
Цель: учить соотносить цвета, закреплять названия цветов.
Материалы: 2 больших круга красного и зелёного цвета, по 5 маленьких кругов зелёного и красного цвета.
Ход игры. Зелёные и красные круги лежат на столе – это ягодки. Детям предлагается собрать все красные ягоды на большую красную ягоду, а все зелёные на большую зелёную.
«Найди цветок для бабочки»
Цель: учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета».
Материал: четыре цветка, выполненных из картона (красный, синий, зелёный, желтый); четыре плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы.
Ход игры. Предложить детям помочь бабочкам найти свои цветы- посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце игры дети называют цвет бабочек и цветков.
«Чудо – паровоз»
Цель: учить детей конструировать с учетом цвета; выделять и называть части паровоза: колеса, вагоны; развивать мелкую моторику.
Материал: плоскостные изображения паровоза и вагонов красного, синего, желтого; пробки от пластмассовых бутылок таких же цветов (по 2 шт. каждого цвета)
Ход игры. Предложить детям помочь паровозику - починить его (подарить ему новые колеса)
Варианты выполнения задания:
а) подобрать колеса такого же цвета, как цвет паровоза и вагонов;
б) подобрать колеса контрастного цвета (по просьбе взрослого)
в) подобрать колеса такого цвета, какого хочет ребенок, но попросить его назвать цвет вагонов, паровоза и колес.
«Игра «Найди друга»
Цель: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.
Материал: флажки четырех цветов: красного, зеленого, синего, желтого; бубен
Ход игры. Педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару: друга, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточняют, например: «У нас флажки красные». В ходе игры педагог меняет флажки.
«Цветная дорожка»
Цель: учить чередовать предметы по цвету.
Материал: бруски красного, зелёного, синего цветов.
Ход игры. Педагог размещает 2 зеленых и 2 красных бруска «дорожкой», чередуя их по цвету: красный, зелёный. Внимание ребенка фиксируется на цвете предметов. Взяв руку малыша, взрослый дотрагивается ею до брусков, приговаривая: «Один, другой, один, другой». Разница в цвете подчеркивалась интонационно. Затем ребенку можно дать 2 красных и 2 синих бруска и предложить сделать такую же «дорожку».