Екатерина Евгеньевна Шавлак
Дидактические игры по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры «Количество и счет»
Старшая группа
«Назови и сосчитай»
Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число.
Содержание. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, веши, а сегодня они научатся считать звуки. В. предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.
Публикация «Дидактические игры по ФЭМП» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
«Собери фигуру»
Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.
Содержание. В. предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.
Средняя группа
Игра «Парочки»
Цель: формировать счетные умения. Развивать внимание.
Ход игры : детям раздают по 6 карточек с разным количеством предметов. Жетоны лежат картинкой вниз. Первый игрок берет жетон и сравнивает количество предметов на жетоне со своей карточкой. Если у ребенка совпало количество определенных предметов с жетоном, то он оставляет жетон себе, закрывает им карточку. При этом ребенок объясняет, почему он оставляет жетон себе. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою карточку.
Игра «Половинка к половинке»
Цель: закреплять счетные умения, продолжать учить соотносить два множества по количеству предметов.
Ход игры : рассмотреть карточки, разрезанные на 2 части, посчитать количество предметов на них. Предложить детям соединить части карточки так, чтобы слева и справа было одинаковое количество предметов, объяснить свой выбор.
Дидактические игры «Величина»
Старшая группа
«Сломанная лестница»
Цель: закреплять умение замечать нарушения в равномерности нарастания величин, развивать глазомер.
Материал. 10 прямоугольников, величина большого 1015, меньшего 115. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.
Содержание. На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.
«Сложи дощечки»
Цель: закреплять умение устанавливать размерные отношения между 10 предметами разной ширины, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.
Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.
Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Один набор находится на одном столе, другой набор на втором столе. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола (за разными столами). Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна – по убывающей ширине, другая – по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к набору с дощечками и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.
Средняя группа
Сравни два предмета
Цель этой игры : учить ребенка сравнивать предметы друг с другом по величине путем накладывания одного на другой и находить два предмета, одинаковых по величине.
Для этого вам понадобятся две одинаковые пирамидки. Вы берете одну пирамидку, а ребенок другую. Вы снимаете кольца со своей пирамидки, а ребенок со своей. Затем вы показываете одно из колец ребенку и говорите : "Найди среди своих колец точно такое же". Ребенок находит нужное кольцо, а Вы предлагаете ему сравнить оба кольца путем накладывания друг на друга. Это идеальный вариант. Но бывает так, что ребенок первое время затрудняется в выборе нужного кольца только по его внешнему виду. Тогда предложите малышу накладывать Ваше кольцо на все свои кольца и именно таким путем отыскать нужное.
«Большой - маленький»
Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки картинками вверх. Рассказывает сказку, например такую.
В одной сказочной стране жили разные предметы. У каждого предмета были братик или сестричка, очень-очень похожие друг на друга. Отличались они только размером — один большой, а другой маленький. И вот однажды поднялся сильный ветер. Он перепутал все предметы, разбросал их в разные стороны. Давай мы с тобой поможем найти жителям сказочной страны их братишек и сестренок. Если найдем правильно, то они возьмутся за ручки. А если допустим ошибку, то не дадут руки друг другу. Попробуем?
Ребенку нужно взять одну карточку с любым предметом, назвать его и найти ему пару. Если выбор сделан правильно, то имеющиеся на карточках замки позволят соединить карточки в парную картинку.
Дидактические игры «Форма»
Старшая группа
«Зрительный диктант»
Дети запоминают орнамент из 3—4 геометрических фигур, складывают его по памяти.
Варианты:
дети запоминают и воспроизводят комбинации фигур (в том числе и из объемных геометрических фигур).
«Определи форму предмета»
Перед ребенком разложены карточки с изображением предметов: телевизор, дом, стол, люстра, торшер, кровать и др. Педагог предлагает в соответствующую прорезь перфокарты с вырезанными геометрическими фигурами подобрать мебель, изображение которой похоже на данную геометрическую фигуру.
Средняя группа
«Найти предмет указанной формы»
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
«Из каких фигур состоит машина?»
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
Дидактические игры «Ориентировка в пространстве»
Старшая группа
«Твой путь в детский сад»
Ребенку предлагают рассказать, как он идет в детский сад (в магазин, в парк и т. д.). В процессе рассказа педагог уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др.
«Выполни задание»
Ребенку предлагают различные задания на ориентировку в пространстве комнаты и на улице.
Варианты:
определить местоположение отдельных предметов мебели;
определить местоположение других детей относительно себя;
определить местоположение других детей относительно себя при повороте на 180 градусов;
определить местоположение предметов относительно друг друга;
расположить предметы в пространстве по инструкции педагога (по образцу, макету, рисунку).
Средняя группа
«Какая рука?»
На картинке нужно определить, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка и т. д.
«Покажи правильно»
Педагог на кукле показывает разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.).
Дидактические игры «Временные представления»
Старшая группа
«Неделька» Ребенку предлагают разложить по порядку таблички с названиями дней недели.
Варианты:
- разложить таблички, начиная с определенного дня (например, с четверга); в обратном порядке;
- каждому ребенку раздают таблички с названием дня недели, педагог называет громко любой день недели, например среду. По команде «Неделька, стройся» ребенок с табличкой «среда» встает первым, а все остальные выстраиваются по порядку следования дней недели;
- использовать таблички с названиями месяцев, времен года; разложить их по порядку, начиная с заданного месяца (времени года); в обратном порядке
«Что длится короче»
Педагог спрашивает детей, что длится короче: час или минута, час или день и т. д.
Варианты:
- педагог спрашивает детей, какое дело можно сделать быстрее, какое дольше: построить домик из конструктора – построить настоящий дом; посадить дерево – вырастить его и т. д.
Средняя группа
«Молчанка»
Материал: круг, разделенный на 7 частей — дней недели, набор карточек с цифрами от 1 до 7 по количеству детей.
Педагог на демонстрационном круге молча показывает день недели, дети должны поднять карточку с цифрой, которой соответствует этот день.
Варианты:
- педагог показывает цифру, а ребенок должен показать карточку с названием дня недели.
«Когда деревья надевают этот наряд?»
Педагог демонстрирует карточку с цветным изображением деревьев в разное время года, читает отрывок из стихотворения и спрашивает, в какое время года это происходит в природе.
Варианты:
- у каждого ребенка табличка с названием времени года; когда педагог показывает иллюстрацию с изображением определенного пейзажа, дети поднимают соответствующую карточку.