Елена Разинова
Дидактические игры, направленные на формирование основ финансовой культуры
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе формирования основ финансовой культуры у дошкольников мы используем разнообразные формы работы, среди которых, естественно, применяются и дидактические игры. Игра является успешной формой обучения : во –первых, это и метод, и форма обучения; во-вторых, способ организации самостоятельной игровой деятельности; и в –третьих, средство всестороннего воспитания личности.
Публикация «Дидактические игры, направленные на формирование основ финансовой культуры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Но, в ходе работы по парциальной образовательной программе «Садко в мире финансов» стало очевидным то, что представленные в продаже дидактические игры предназначены как правило для детей от 7 лет, а, главное, их цели не соответствуют тем задачам, которые мы стремимся решить, прививая дошкольникам азы финансовой культуры.
Таким образом, возникла необходимость создания собственных игр. Идея некоторых была взята из интернет- источников и адаптирована.
1. Игра «Товар и не товар».
Цель: формировать представление детей о том, что товар является объектом купли-продажи; к категории «товар» относится только то, что является результатом человеческого труда; природные системы в целом не являются товаром, но есть определённые условия, при которых возможно совершение продажи отдельных объектов природных систем).
В комплект игры входят :
1. Большие карты (формат А4, разделенные на 9 ячеек. У половины карт в центральной ячейке нарисована тележка (то, что можно купить/продать, у другой половины – тележка перечёркнута (то, что не является товаром).
2. Маленькие карточки с изображениями различных категорий товара (одежда, мебель, транспорт, недвижимость и т. д.) и с изображениями природных систем.
Ход игры : Воспитатель начинает с предварительной беседы: «Дети, откуда в вашем доме многие предметы, где их взяли родители? (в магазине купили). А как называется то, что продается в магазине? (товар). В магазине всё можно купить? (как правило, дети отвечают утвердительно). Предлагаю вам сейчас поиграть и точно решить, всё ли можно купить и продать или нет».
Затем игроки берут себе по 1 большой карте. Маленькие карточки лежат изображением вверх в середине стола. Дети поочередно совершают ход: берут подходящую маленькую карту, объясняют свой выбор и кладут картинку на карту.
Важно, чтобы ребёнок объяснил, почему изображенное на картинке является или не является товаром и назвал категорию товара.
Усложнение: если то, что изображено на картинке не является товаром, то нужно продумать ситуацию, при которой возможно изображенное квалифицировать как товар (например, берег тропического океана не может быть товаром, но можно собрать песок для создания сувенира, ракушки, плоды кокосовой пальмы, наловить морских обитателей и т. д. - это будет товаром).
2. Игра «Семейный бюджет: доход и расход».
Цель: расширять представления дошкольников о понятии «бюджет» и его финансовых составляющих; систематизировать знания о том, что бюджет складывается из постоянных и эпизодических доходов (денежные, натуральные и льготы) и расходов (питание, товары длительного пользования, услуги, коммунальные, культурные нужды и т. д.); расходы имеют свою иерархию.
В комплект входят:
1. Большие карты (формат А4) с двумя кармашками «Доход» и «Расход»
2. Маленькие карточки с изображениями людей / групп разных возрастов (доходы семьи) и карточки, символически обозначающие источники расхода семейного бюджета.
Ход игры : Перед игрой спрашиваем у детей о том, что родители получают за работу, перечисляя любые объекты, например, «конфеты, фишки, цветы, еду, деньги», предлагаем хлопнуть при правильном варианте, затем спрашиваем, как называют эти деньги (зарплата). Поясняем, что зарплата – это то, что родители заработали, это зарабОтанная плата. Интересуемся, кто кроме родителей, может приносить деньги в дом? Это доход или расход в семье?
Предлагаем детям занять место за столом, взять себе большие карты с кармашками и поочерёдно брать маленькие карточки, объясняя, является ли данная ситуация источником дохода или расхода в семье. Затем класть карточку в соответствующий кармашек на большой карте.
Важно разъяснить принципы планирования семейного бюджета детям посредством данной игры (Помочь детям понять, что существуют первостепенные расходы, наиболее важные (коммунальные услуги, питание, образование т. д.) и менее значимые (развлечения, игрушки, украшения и пр.)
3. Игра «Дороже – дешевле».
Цель: посредством сравнения стоимости 2х объектов закреплять представления детей о принципе ценообразования: стоимость товара зависит от многих факторов (место изготовления, трудоемкость, материал, транспортные расходы и прочее); упражнять в продумывании ситуаций, при которых дешёвый товар может стать дороже и наоборот.
В комплект игры входят :
1. Карточки, разделённые на три части, в правой и левой – рисунок товара из одной категории, а центральная ячейка - без изображения,
2. Математический знак «больше» / «меньше»
Ход игры : Дети берут основные карточки и рассуждают о том, как будут оценивать стоимость товара. Сначала озвучивается основной вариант ответа и кладётся соответствующий знак. Затем данный игрок предлагает альтернативный вариант, т. е. сапоги стоят дороже, чем туфли, т. к. используется больше материала, дольше изготавливать и пр., но в жарком климате туфли будут пользоваться бОльшим спросом, значит, будут дороже или туфли могут быть изготовлены из более дорого материала и т п)
4. Игра «Товары и услуги».
Цель: расширять представлений детей о том, что лежит в основе понятий «товар» и «услуга»; какие виды услуг и товаров существуют; о профессиях, связанных с данными категориями.
В комплект входят:
1. Большие карты, с изображениями различных видов профессий (профессии, связанные с производством товаров и с оказанием услуг).
2. Маленькие карточки с одиночными изображениями аналогичных профессий.
Ход игры : большие карты раздаются игрокам. Маленькие карточки, с изображениями людей тех же профессий что и на больших картах, находятся у ведущего. Ведущий, раскладывает их изображением вниз, затем поочерёдно достает и показывает игрокам. Те, у кого изображение на большой карте совпадает с маленькой картинкой называет профессию и обязательно указывает её продукт (товар или услуга)
Усложнение: ребёнок называет профессии, которые позволяют одновременно оказывать услугу и производить товар.