Получи документы

Дидактические игры на формирование графического образа букв

Арина Маркичева
Дидактические игры на формирование графического образа букв

Неправильное или неполное формирование графического образа букв затрудняет ребенку процесс чтения. Он может путать похожие по написанию буквы, медленно узнавать буквы в тексте, испытывать трудности с различением слов, что приводит к искажениям и непониманию прочитанного. Это, в свою очередь, сказывается на скорости чтения, объеме усвоения информации и в дальнейшем успеваемости в школе.

Публикация «Дидактические игры на формирование графического образа букв» размещена в разделах

Данные дидактические игры помогут дошкольнику сформировать графические образы букв в интересной игровой форме.

1. Игра «Азбука упала».

Цель: упражнять детей в восстановлении буквы из элементов; развивать мыслительные операции, память, внимание, пространственные представления.

Материал: у детей карточки с неправильным изображением букв.

Ход игры. Педагог читает стихотворение:

Что случилось?

Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку

И ударилась немножко. (В. Смоляная)

Правильно напишите буквы.

2. Игра «Буквы спрятались».

Цель: учить детей находить буквы в «шуме»; развивать представление об образе букв, память, зрительное внимание.

Материал: карточки с изографами.

Ход игры. Педагог показывает детям картинку и говорит, что буквы спрятались, необходимо их отыскать и записать.

3. Игра «Найди ошибку».

Цель: формировать зрительный образ букв, находить несоответствия в их изображении; развивать память, внимание.

Материал: карточки, на которых изображены неправильно написанные буквы.

Ход игры. Педагог указывает детям на доску и говорит, что Буратино допустил несколько ошибок, когда писал носом буквы. Вам необходимо их найти и исправить.

4. Игра «Начерти в воздухе букву».

Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание, воображение.

Ход игры. Педагог: «Ребята, представьте, что некоторые части вашего тела превратились в карандаш, который очень хорошо пишет буквы. Давайте это изобразим». Пишут буквы: указательным пальцем; кистью руки; ступнёй; носом; подбородком; локтем; ухом.

5. Игра «Составь букву из элементов».

Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.

Материал: счётные палочки, синельная проволока, колечки из набора «Дары Фрёбеля».

Ход игры. Педагог: «Вспомните буквы, состоящие из двух одинаковых элементов — двух длинных и одной короткой палочки», «Буквы, состоящие из одной палочки и двух полукругов» и т. д. – и постройте их.

6. Игра «Зашифрованная буква».

Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление об образах букв, ориентировку на листе бумаги, память, внимание.

Материал: карточки с точками, соединяя которые по заданному алгоритму, получается буква; маркеры.

Ход игры. Детям предлагаются карточки с пронумерованными точками и алгоритм. Они по команде воспитателя берут маркер и выполняют алгоритм, например, соединяя цифры 1—5, 2—3 и т. д.

7. Игра «Угадай букву по описанию».

Цель: учить детей угадывать букву по словесному портрету; развивать память, внимание, воображение.

Ход игры. Педагог предлагает детям отгадывать буквы по их описанию. Например: «Жила-была буква, она состоит из трёх элементов — двух длинных палочек и одной короткой. Длинные палочки не умеют стоять прямо, их всегда клонит одну к другой, а третья, короткая, палочка всегда их скрепляет, словно поясок, на неё можно сесть, как на качели. Буква похожа на остроконечную башню, крышу дома, на ракету.». Педагог предлагает детям самостоятельно составить загадку-рассказ о букве.

8. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов в пространстве; развивать тактильные ощущения.

Описание: работа с пластмассовыми буквами русского алфавита.

Задание: в закрытом «волшебном» мешочке обследовать букву и правильно назвать ее.

9. Дидактическая игра «Узнай на ощупь»

Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости; развивать тактильные ощущения.

Описание: работа с буквами русского алфавита, слегка выдающимися над плоскостью («шершавыми буквами»).

Задание: с закрытыми глазами обвести пальцем букву по контуру и правильно назвать ее.

10. Дидактическая игра «Угадай букву»

Задачи: уточнять образ буквы «написанной» на теле; развивать умение проводить анализ и синтез букв русского алфавита.

Задание: определение буквы, «написанной» на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы, на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

11. Игра «Письмо на ладошке».

Цель: развивать зрительное и пространственное представление, тактильные ощущения, память, внимание.

Ход игры. Дети разбиваются на пары, один из них водящий, он пишет на ладони другого ребёнка — «листа» (он закрывает глаза) — букву пальцем. «Лист» отгадывает, какую букву написал водящий.

12. Игра «Реклама буквы».

Цель: учить описывать букву по схеме, развивать речевые способности; развивать память, внимание, воображение.

Материал: медальоны с буквами, схема описания буквы.

Ход игры. Педагог предлагает детям прорекламировать букву на своём медальоне по следующей схеме: — название буквы; — из каких элементов состоит; — на что похожа; — какие слова с неё начинаются. Например: «Это буква А, она состоит из трёх элементов: двух длинных палочек, наклонённых одна к другой, и одной короткой, связывающей их, как поясок. Буква А похожа на ракету, крышу дома, акулу. Она содержится в самых вкусных словах (арбуз, абрикос, ананас, айва); в самых быстрых (автомобиль, автобус) и в самых умных словах (азбука, алфавит.)».

13. Игра «Да-нетка с алфавитом».

Цель: учить детей задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ «да» или «нет»; развивать мышление, речь.

Ход игры: Педагог показывает алфавит, загадывает букву. Дети должны её отгадать, задавая вопросы по местонахождению буквы. Педагог может отвечать только «да» или «нет». Например, дети спрашивают: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р?» И т. д.

14. Игра «Подбери пару».

Цель: учить детей находить сходства и различия в очертаниях букв; развивать мышление, речь.

Материал: карточки с буквами.

Ход игры. Дети подбирают две буквы, схожие по элементам, затем называют, чем буквы похожи друг на друга и чем отличаются. Например, буквы Т и Г: «Буква Т отличается от буквы Г тем, что у неё длиннее верхняя перекладинка». «Буква Т схожа с буквой Г тем, что обе состоят из двух элементов» и т. д.

15. Игра «Холодно-горячо».

Цель: учить детей задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ; развивать мышление, речь.

Материал: алфавит.

Ход игры. Дети — сыщики, они пытаются угадать букву, которую загадал педагог путём задавания ему вопросов по местонахождению буквы в алфавите. Педагог отвечает «холодно», если дети ищут в неверном направлении, и «тепло», если — в верном. Например, дети спрашивают: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р». И т. д.

16. Игра «Почини букву».

Цель: развивать пространственные представления, закреплять знания об образе букв, графо-моторные навыки.

Материал: карточки с недописанными элементами букв.

Ход игры: Педагог: «Буквоежка очень любит лакомиться буквами. Почините буквы, дописав недостающие элементы».

Публикации по теме:

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Развитие графического образа в рисунках детей через ознакомление с книжной графикой «Развитие графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с книжной графикой» Подготовила -Шерова.

Дидактическая игра на липучках для закрепления образа букв «Слоговая елочка»Дидактическая игра на липучках для закрепления образа букв «Слоговая елочка» Цель игры: закреплять знание букв, формировать умение складывать слова из слогов. Игра представляет собой основу с изображением елочки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры на формирование графического образа букв
Опубликовано: 10 апреля 2025 в 20:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры на формирование графического образа букв» (включая файлы) размещена пользователем Арина Маркичева (УИ 3006228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД