Лариса Самочкова
Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие : использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.
Публикация «Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС» размещена в разделах
Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5, это:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной, трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста :
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.
Образовательная деятельность ДОУ строится в рамках 5 образовательных областей. Наиболее важными из них, я считаю – «Социально – коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие», которые перекликаются между собой и предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности. Остановимся на некоторых из них:
Игровая технология интеллектуально творческого развития В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Развивающие игры В. В. Воскобовича выполняют роль дидактического материала и соответственно вписываются в любую форму планирования. Они не только развивают смекалку и находчивость, но и имеют воспитательно-этическое значение: не в назидательной форме подсказывают правильное поведение в проблемной ситуации.
Игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша». Игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Дидактический многофункциональный материал «Цветные счетные палочки Кюизенера», используется в целях образования во многих странах мира. Данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности.
В своей группе я обратила внимание, что настольные дидактические игры часто остаются без внимания детей, они редко берут их с полки и играют. В связи с этим я разработала и реализовала в группе Практико - ориентированный проект «Давай поиграем, малыш».
Целью данного проекта я поставила: формирование у детей и родителей заинтересованности и умение играть в дидактические настольные игры. Задачами проекта выделила: 1. Научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие. 2. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. 3. Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей. 4. Пополнение развивающей среды : приобретение дидактических игр, пособий, книг с перспективой на средний дошкольный возраст.
1 этап проекта – Подготовительный - Изучение материала. Сбор и анализ информации по данной теме из разных источников. Анкетирование родителей, с целью выявления знаний о современных развивающих играх. Диагностическое наблюдение - использование настольных игр в самостоятельной деятельности детей. Разработка плана реализации проекта.
2 этап – Основной – Работа по реализации проекта. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр. Создание информационных листов для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с играми. Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия. Наглядная информация для родителей. Организация фотовыставки для родителей «Как и чем мы играем в детском саду», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе. Организация выставки «Семейная мини – газета». Организация выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка».
3 этап – Заключительный – Мастер – класс для родителей «Как и чем мы играем в детском саду!» ( Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – на примере игр В. В. Воскобовича).
В результате проекта:
1. Дети стали чаще самостоятельно использовать настольно – дидактические игры и с большим интересом играть в них.
2. Организовали выставку семейных мини – газет «Играем дома», фоторепортажи: «Как и чем мы играем в детском саду», «Сказочные лабиринты игры В. В. Воскобовича»
3. Заинтересовали многих родителей данной темой, помогли в приобретении развивающих игр для развития детей дома.
Все имеющиеся в группе материалы доступны для детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать.
Подводя итоги своей работы, хочется еще раз подчеркнуть, что грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, воспитанию самостоятельности, инициативности физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями.
Библиографический список:
1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.
2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.
3. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста : методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2008г.
4. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.
5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду : принципы построения, советы, рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.