Елена Чемарова
Дидактические игры как средство приобщения старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры как средство приобщения старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой.. В соответствии с ФГОС одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании на современном этапе является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Очень важно включение разнообразных жанров русской народной культуры в жизнедеятельность дошкольника. Это способствует формированию активной, творческой и воспитанной личности. Приобщение детей к русской народной культуре должно начинаться с первых лет жизни, так как этот период является определяющим. В качестве средств воспитания педагоги используют такие элементы народной культуры как песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники, обряды, обычаи, занятия по знакомству с ремеслами и профессиями русского народа, а так же занятия по изобразительной деятельности и лепке, подвижные игры.
Публикация «Дидактические игры как средство приобщения старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
В процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре важную роль играют дидактические игры, которые помогают сформировать познавательный интерес и познавательную активность, познакомить с различными видами народных промыслов родного края, узнавать элементы и характерные особенности различных росписей и приобщиться к обычаям и традициям народов, живущих рядом
Аннотация: данная подборка дидактических игр будет полезна воспитателям и педагогам начальных классов.
Назначение :данные дидактические игры можно использовать при проведении НОД, в самостоятельной детской деятельности, при диагностике.
Возрастная аудитория: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Цель: Развитие интереса детей к народным промыслам и росписям; умение их различать и узнавать.
Задачи:
Развивать интерес детей к народным промыслам и росписям посредством использования дидактических игр.
Уметь различать цветовые гаммы, характерные для различных промыслов (Гжель, Городец, Хохлома, Дымковская игрушка и т. д).
Формировать внимание, память, логическое мышление у дошкольников.
Вызвать положительные эмоции в ходе игровой деятельности.
Воспитывать любовь к декоративно - прикладному творчеству., любовь к народной культуре родной страны, уважение к людям-ремесленникам.
Дидактическая игра
«Оденем куклу в русский народный костюм»
Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах.
Задачи: Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения, расширить представления об элементах костюма народов России, воспитывать толерантность в детях
Игровое задание: Одеть куклу.
Правила игры : В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Играющие выбирают силуэты вырезных кукол, находят понравившийся бумажный костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет.
Дидактическая игра
«Собери узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Дети собирают картинки из фрагментов.
Дидактическая игра
«Сложи картинку»
Цель: Формировать представления о народных головных уборах. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.
Игровое задание:
1 вариант:
Составить картинку в точности по образцу.
2 вариант:
Составить картинку в точности по памяти.
Правила игры :
1 вариант:
В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно и по образцу составить полное изображение из частей (по типу «пазл»). Выигрывает тот, кто закончит сбор первым.
2 вариант
В игру могут играть от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно, после6 просмотра изображение изымается, и ребенок самостоятельно, по памяти воспроизводит изображение из частей.
Дидактическая игра «Запомни народные промыслы»
Цель игры : приобщение дошкольников к видам народных промыслов, формирование внимания и памяти.
Ход игры. Необходимо 12 пар одинаковых карточек, которые перед началом игры ведущий перемешивает и выкладывает «рубашкой» вверх. Дети по очереди открывают по 2 карточки. Если обе карточки совпадают, то ребенок забирает их себе. Если одна из карточек не совпадает, то ребенок кладет обе карточки на прежнее место «рубашкой» вверх и право хода переходит к следующему участнику. Выигрывает тот, у кого в результате игры будет больше всех карточек.
Дидактическая игра «Лото – народные промыслы»
Цель : узнавание народных росписей по характерным признакам (гжельская, городецкая, хохломская); формирование внимания, быстроты реакции.
Материал. Набор карточек (большие и маленькие) с изображением различных предметов с разными росписями (гжель, хохлома, городец) в произвольном порядке.
Ход игры. Раздаются по одной карте, на которой изображены различные предметы с росписями. Ведущий использует маленькие карточки с предметами с различными росписями. Побеждает тот игрок, кто первый заполнит свою карточку.
«Найди домик для игрушки»
Данная игра позволяет закрепить знания детей о различных видах народной игрушки: дымковской, каргопольской, филимоновской, и абашевской. Ребенку предлагаются карточки с изображением видов игрушки, а он должен найти ей домик с определенным видом росписи.
Игра не только помогает закрепить знания детей о народной игрушке, но и отлично тренирует зрительную память, логическое мышление старшего дошкольника.
Дидактическая игра «Сосчитай предметы»
Цель: узнавание народных росписей по характерным признакам; согласование существительных и прилагательных с числительными; формирование восприятия, внимания и долговременной памяти.
Ход игры. Игрок получает карточку с изображенными предметами, считает их и называет вид росписи. Например, у меня три хохломские ложки и т. д. ; за правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает ребенок, у кого в конце игры больше всех фишек.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: закрепление умения находить предметы различных народных промыслов, развитие восприятия, внимания, памяти, уметь доказывать свою точку зрения.
Материал. Карточки с изображением четырех предметов, выполненные различными народными росписями.
Ход игры. Игроки внимательно рассматривают свои предметы, изображенные на карточках, находят лишний предмет и поясняют, почему он лишний, что характерно для этого вида росписи.
Дидактическая игра «Где расположен предмет с гжельской (дымковской, хохломской) росписью?»
Цель: узнавание народных росписей по характерным признакам (гжельская, городецкая, дымковская, хохломская, формирование внимания и логического мышления.
Ход игры. Назвать, где расположен предмет с названной росписью (дымка, городец, хохлома, гжель).
Вариант: закрыть предмет с этой росписью фишкою. Выигрывает тот, у кого все картинки закрыты фишками.
Дидактическая игра «Назови, что изменилось»
Цель : узнавание народных росписей по характерным признакам (гжельская, городецкая, дымковская, хохломская) и развитие наблюдательности, долговременной памяти и быстроты реакции, умение объяснять изменения на рисунке.
Материал. Предметы разных промыслов.
Игровые правила. Ребенок, который первым заметил что изменилось на картинке, поднимает руку и поясняет свой ответ. За правильный ответ он получает фишку.
Ход игры. На рисунке 5 различных предметов с росписями. Ведущий показывает вторую картинку, где нет какого-либо предмета. Задача играющих догадаться, какого предмета нет на картинке и пояснить ответ.
Вариант. Предметы можно менять местами.
«Подбери узор»
Детям необходимо находить соответствующий узор к городецкой росписи.
Детям предлагается бумажный силуэт городецкого изделия, вырезанные из бумаги готовые элементы городецкой росписи и другие, нехарактерные для данной росписи элементы. Ребенку нужно составить узор, исключив лишние элементы.
«Что перепутал художник»
Детям необходимо закреплять представление детей о характерных особенностях разных видов декоративно-прикладного искусства, развивать наблюдательность.
Педагог предлагает ребенку рассмотреть внимательно картинку с изображением народной росписи, в которую включены элементы другой народной росписи. Ребёнку предлагается найти несоответствие и объяснить, в чём оно выражается.
«Найди дружочка»
Закрепить знание о богородской и филимоновской игрушке, научить видеть их отличие.
Воспитатель дает детям карточки с изображением народных игрушек. Дети двигаются под спокойную мелодию врассыпную, когда характер мелодии меняется, дети ищут свою пару. Можно попросить детей объяснить, почему он выбрал себе ту или иную пару. Затем поменять карточки. Можно дать карточки с другими видами изделий.
«Художественный салон»
Закрепить знание об известных видах народных промыслов, побуждать описывать предметы, называя их характерные особенности.
На витрине стоят разные изделия. Ребенок-покупатель должен подробно описать предмет, не произнося его названия: материал из которого изготовлено изделие, форма, цветовая гамма, элементы узора, как можно использовать предмет и т. п. Продавец должен узнать по описанию этот предмет, назвать его и вручить покупателю.
«Загадай предмет, а я отгадаю»
Игра проводится по аналогии с игрой «салон». Ребёнок-покупатель загадывает предмет и не называет его. Ребенок-продавец при помощи вопросов должен отгадать. Но первый ребёнок может отвечать на вопросы только «да» и «нет».
Пример:
- Это изделие сделано из глины?
- Нет.
- Оно сделано из дерева?
- Да.
- Его узор на черном фоне?
- Нет. - Его узор на желтом фоне?
- Да.
- Это городецкая шкатулка?
- Да.
Продавец вручает покупку покупателю.
Опыт показывает, что систематическая работа в данном направлении расширяет кругозор детей. Они узнают о таланте родного народа, учатся составлять узоры по мотивам народного творчества, лепят, рисуют. Изделия детей используются для украшения интерьера группы, для подарков друзьям и близким. Они радуются, что их работы нравятся окружающим, у них развивается интерес к труду, повышается самооценка.