Анна
Дидактические игры и задания по формированию словообразования у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и задания по формированию словообразования у детей дошкольного возраста
Возрастные нормы
1. 3-4 года.
Употребление существительных в форме единствен. и множ. числа, обозначающие животных и их детенышей.
Употребление существительных во множ. числе родительном падеже
(бабочек, апельсинов, глаз)
2. 4-5 лет.
Публикация «Дидактические игры и задания по формированию словообразования у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Употребление формы множ. числа существительных, обозн. названия детенышей животных по образцу. (козлята –козлят, в именительном и родительном падежах.
3. 5-6 лет.
Образуют форму множ. числа существительных обозначающих детенышей животных (однокоренные слова) медведь – медвежонок, заяц-зайчонок.
Существительные с суффиксами (-ик, -чик, -онок, -енок)
4. 6-7 лет.
Образуют существительные с суффиксами, превосходную и сравнительную степень прилагательных, глаголы с приставками (ПРИ,ЗА, У, В – ехал)
Игра «Назови ласково»
Образование существительных женского рода с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса – ОЧК, -ЕЧК
Педагог называет существительное, бросает мяч ребенку.
Ребенок ловит мяч и в ответ называет слово ласково, образуя уменьшительно-ласкательный суффикс.
- чашка- чашечка
- миска - мисочка
- Тарелка – тарелочка
- Ваза – вазочка
- Роза-розочка
- юбка-юбочка
Игра «Ласковые имена»
Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Педагог предлагает детям назвать свое имя ласково.
Маша – Машенька
Аня – Анечка
Витя – Витенька
Галя – Галенька
Ваня - Ванечка
Игра «Лилипутик».
Образование существительных при помощи суффиксов –ик, -чик
Педагог предлагает детям оказаться в Стране Лилипутов и уменьшать все предметы в комнате, делая их маленькими.
Показывая образец:
Стол - столик
Стул – стульчик
Мяч - мячик
Шкаф –шкафчик
Глаз – глазик
Образование профессий
Педагог раздает детям картинки с изображением профессий людей. Обращаясь к ребенку он задает вопрос соответствующий данной профессии:
«Кто играет на барабане?» – барабанщик
«Кто убирает двор?» -дворник
«Кто водит трактор?» – тракторист
«Кто чинит часы?» - часовщик
«Кто учит детей?» - учитель
Игра «Посуда»
Образование существительных при помощи суффикса - ниц
На наборном полотне выставлены картинки с изображением предметов, обозначающих посуду. (сахарница,хлебница, конфетница, соусница, салатница, мыльница).
Перед детьми выкладываются картинки с изображением предметов.
Педагог предлагает ребенку назвать картинку и предмет в котором он храниться.
- для сахара нужна – сахарница
-для салата – салатница
- для мыла – мыльница
Командная игра «Кем я стану когда вырасту»
Образование существительных при помощи суффиксов
Нужно разделить детей на 2 команды :мальчиков и девочек. На приборном полотне картинки с изображением профессий. Педагог указывая на картинку задает вопрос сначала мальчику, а затем девочке : «Кто ты по профессии?»
Я – артист, а – ты артистка
Я – художник, а ты – художница
Я – учитель, а ты - учительница
Я – продавец, а ты -продавщица
Я - пианист, а ты – пианистка
Игра «Конструктор»
Образование сложных слов
Педагог просит детей соединить два слова в одно, ответив на вопросы :
- Какой предмет выжимает сок? - соковыжималка
- Какой предмет рубит мясо? – мясорубка
- Какой предмет сосет пыль – пылесос
- Какой предмет варит кофе – кофеварка
- Как называется природное явление, когда падает снег - снегопад
- Как называется природное явление, когда падают листья – листопад
- Как называется природное явление, когда падают камни –камнепад
Образование приставочных глаголов
Индивидуальная, подгрупповая работа.
Педагог берет машину, фигурку птицы (животного) и клетки, куклу, лейку.
Демонстрируя действия с предметом предлагает ответить на вопрос:
Что делает машина?
Заехала, выехала, приехала, объехала, въехала
Что делает птица?
Вылетела, залетела, облетела, перелетела
Что делает девочка?
Поливает, выливает переливает…
Образование глаголов из других частей речи
Педагог предлагает по слуховой инструкции, образовать слово по образцу.
Прыжок- прыгать
Любовь – любить
Клей – клеить
Свет –светить
Краска- красить
Мороз - морозить
Соль –солить
Синий – синеть
Желтый – желтеть
Игра «Волшебная палочка»
Образование существительных и прилагательных при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса.
Педагог предлагает детям побыть волшебниками и уменьшить предметы с помощью волшебной палочки.
Дотрагиваемся до предмета и называем ласково.
Хитрая лиса- хитренькая лисичка
Трусливый заяц – трусливенький зайчик
Голодный волк –голодненький волчок
Шустрая мартышка –шустренькая мартышка
Тяжелый слон –тяжеленький слоник
Быстрая лошадь –быстренькая лошадка
Игра: «Беспорядок»
Образование притяжательных прилагательных.
На наборном полотке сюжетная картинка с изображением семьи. И предметные картинки на столе. Педагог просит навести порядок и раздать вещи их хозяину. Задает вопрос :
- Очки чьи? – дедушкины
- Книга чья – бабушкина
- Платье чье? – дочкино, девочкино, Машино
- Спицы чьи? – бабушкины
- Отвертка чья? – папина
Игра: «Автор»
Образование относительных прилагательных.
Педагог предлагает детям стать авторами и образовать название улицам (магазинам, праздникам)
Улица где растут цветы – цветочная
Улица где происходит стройка – строительная
Улица где стоят заводы –заводская
Улица где растут сады – садовая
Улица где река- речная
ИГРА : «Сладости»
Образование качественных прилагательных.
На столе выложены предметные картинки на тему фрукты/ягоды.
Педагог предлагает детям : сварить варенье, компот и приготовить конфету из выбранного фрукта (ягоды).
Варенье из вишни – вишневое, компот вишневый, конфета – вишневая.
Варенье из яблока – яблочное, компот яблочный, конфета яблочная.
Варенье из клубники – клубничное, компот –клубничный, конфета – клубничная
Игра «Чей хвост/лапа?»
Образование относительных прилагательных.
На наборном полотне картинки с изображением животных. На столе предметные картинки с изображением частей тела животных. Педагог просит назвать чей это хвост, лапа.
Лиса- лисий, лисья
Заяц – заячий, заячья
Кошка- кошачий, кошачья
Волк –т волчий, волчья
Медведь – медвежий, медвежья
Игра «лесная полянка»
Образование качественных прилагательных.
На наборном полотне картинка с изображением деревьев. На столе выложены картинки с изображением листиков. Педагог предлагает узнать с какого дерева упал листик и назвать его.
С дуба –дубовый
С осины – осиновый
С клена - кленовый