Наталья Василенко
Дидактические игры для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для детей раннего возраста
РАЗВИТИЕ ХВАТАНИЯ
Коррекционную работу по развитию зрительно-двигательной координации рук начинаем с простых упражнений на развитие хватания.
“ПОЙМАЙ МЯЧ”
Цели: учить детей хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете: правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.
Материал: мяч надувной, веревка или леска для подвешивания мяча.
Публикация «Дидактические игры для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Методические рекомендации: мяч, привязанный к веревке, постепенно опускают и просят поймать двумя руками.
Усложнение: 1) мяч бросает взрослый к ребенку (ребенок ловит двумя руками); 2) мяч бросают справа, слева.
“МЫ ПОПЛЯШЕМ”
Цели: учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; определять расстояние от себя до игрушек, направление движения в пространстве; учить захватывать погремушку, султанчик во время пляски, длительно удерживать его в руке, подражать действиям взрослого.
Материал: погремушки, султанчики, флажки, разные по величине, форме, объему.
“ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ”
Цели: учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.
Материал: мелкие предметы (пуговицы, мозаика, игрушки мелкие, сосуд прозрачный, поднос.
Методические рекомендации: педагог показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание ребенка, что второй рукой он держит сосуд.
Усложнение: правой и левой рукой поочередно
“ПРОКАТИ ШАРИК В ВОРОТЦА”
Цель: та же.
Материал: по 4 шара на каждого ребенка; по величине: большие и маленькие.
Методические рекомендации: педагог вначале показывает, как брать щепотью и класть. Затем показывает, как нужно ловить движущийся предмет.
Усложнение: увеличить темп игры с целью развития быстроты реакции. Каждый ребенок прокатывает по 2-3 шарика.
ПОДРАЖАНИЕ ДВИЖЕНИЯМ РУК
“БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ"
Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому; продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.
Методические рекомендации: взрослый показывает движения рук: обе руки ставим на кончики пальцев на стол и начинаем поочередно передвигать пальцами по столу (попеременные движения указательным и средним пальцами каждой руки по столу). Если “большие ноги”, то передвигаем медленно и сопровождаем словами: “Большие ноги шли по дороге”. Если говорим быстрее – “маленькие ножки бежали по дорожке” (пальцы двигаются быстрее).
“УМОЙ ЗАЙКЕ ГЛАЗКИ”
(мишке или т. п.)
Цели: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.
“Водичка, водичка!
Умой зайке личико,
Умой зайке глазки (совершает воображаемые действия – “умывается”,
Умой зайке ротик,
Умой зайке носик,
Умой зайке хвостик!
И поехал зайка к ребятишкам в гости.
“ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ”
Цели: учить детей выделять каждый палец отдельно, выполняя определенные действия. Развивать мелкие движения пальцев. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).
Методические рекомендации: педагог показывает свои руки и говорит: “Пальчики любят гулять по дорожке”. Удерживая все пальцы, кроме одного в кулаке, показывает, как “топает пальчик по дорожке”, а затем “прыгает по кочкам”. Ребенок выполняет сам после показа взрослого. Взрослый сопровождает словами движения пальцев ребенка:
“Пальчик топал по дорожке топ-топ, топ-топ;
И попрыгал он немножко прыг-прыг, прыг-прыг;
Топал долго топ-топ, топ-топ;
И упал на кочку оп-опп!”
Усложнение: упражнение выполняется поочередно пальцами правой и левой руки. Ребенок повторяет слова “топ-топ”, “прыг-прыг”, “оп-опп”.
“ЗДРАВСТВУЙ, ПАЛЬЧИК”
Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Развивать ощущения собственных движений.
Материал: лист чистой бумаги, карандаш.
Методические рекомендации: педагог показывает, как пальчики умеют здороваться: локти на столе, нижние части ладоней сомкнуты, пальчики будут здороваться, начиная с большого пальца, при этом говорить:
“Здравствуй, пальчик!”. Большой палец поздоровался с большим пальчиком (кончики пальцев соприкасаются); указательный поздоровался с указательным пальчиком:
“Здравствуй, пальчик!”; и так до мизинчика. Когда все пальцы поздороваются, педагог показывает, как здороваются ладошки. Ладошки надо соединить “в замочек”.
Усложнение: 1. Педагог обводит карандашом ладонь ребенка и показывает, что на листе бумаги получились его пальчики: “Вот указательный, вот мизинчик и т. д. ”. Педагог предлагает ребенку поздороваться с нарисованными пальчиками (приложить свои пальцы к изображению). 2. Пальчики ребенка “здороваются” с пальцами взрослого.
“ПЕРЧАТКИ”
Цель: учить ребенка выделять пальцы, формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: детские перчатки с вышитыми мордочками животных на концах пальцев; перчатки, вышитые с лицами дедушки, бабушки, мамы, папы и “я”.
Методические рекомендации: педагог одевает перчатки ребенку, рассматривает вместе с ним, предлагает поздороваться пальчиками с “гостями”, которые пришли к детям в гости.
“ВАРИМ КАШУ”
Цели: учить ребенка захватывать предметы пальцами, удерживая ложку и совершать вращательные движения кистью руки. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: кукла, мишка, деревянная ложка (маленькая, детская посуда, горох.
Методические рекомендации: педагог говорит: “К нам в гости пришли кукла Катя и мишка. Мы их угостим кашей”. Педагог показывает, как ложкой набираем горох и насыпаем в кастрюлю, но горох “нечаянно” рассыпаем на стол. Предлагаем собрать горох (щепотью). Педагог показывает, как правильно собирать горох (щепотью). Ребенок собирает по горошине. Затем взрослый показывает движения размешивания “каши” ложкой (ребенок повторяет).
“ПОМОЖЕМ МАМЕ”
Цель: та же.
Материал: фасоль, ягоды сушеные рябины (перемешанные, два прозрачных сосуда.
Методические рекомендации: педагог предлагает помочь маме разложить фасоль и ягодку в сосуды, при этом показывает. После показа ребенок сам выполняет упражнение, если затрудняется ребенок, взрослый совместно с ребенком выполняет упражнение.
“ПОИГРАЕМ С КОТЁНКОМ”
Цели: учить ребенка выполнять действия – наматывать нитку на клубок, удерживать клубок в одной руке. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: клубок, игрушка-котенок (на конце нитки привязана игрушка).
Методические рекомендации: педагог предлагает поиграть с котенком, распускает нитки и просит наматывать нитку на клубок (вначале идет показ, как надо наматывать нитку, а затем ребенок выполняет сам). При этом педагог обращает внимание на приближающуюся игрушку.
“НАРИСУЕМ КЛУБОК ДЛЯ КОТЁНКА”
Цели: учить ребенка правильно держать карандаш. Учить рисовать, не выходя за лист бумаги. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: 2 листа бумаги – один с котёнком (изображением котёнка, другой чистый.
Методические рекомендации: педагог рассматривает котенка вместе с ребенком и говорит: “Котенок хочет поиграть с клубочком, давай нарисуем клубок!”. Вначале показ взрослого, как рисовать, затем ребенок выполняет самостоятельно упражнение.
“МОЛОТОК”
Цель: развивать моторику руки.
“Кулачок как молоток
Мы сожмем его разок
Тук-тук-тук!”
Методические рекомендации: ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом.
“ДЕЛАЙ КАК Я”
Цели: учить выполнять воображаемые действия (вместе с взрослым или вслед за ним) с помощью стихотворного текста. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев.
“Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
И кружимся потом”
“Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой”
“Руки спрятали за голову,
Положили на плечи.
Спрятали за спину,
Положили на живот”
“Ладошки вниз,
Ладошки вверх,
А потом на бочок
И сжимаем в кулачок,
Постучали”.
Методические рекомендации: педагог читает текст, побуждая ребенка выполнять движения соответственно со стихотворным текстом. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка
“КТО БЫСТРЕЕ ПЕРЕНЕСЁТ ЯГОДКИ”
Цели: развивать моторику обеих рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук). Учить действовать по подражанию. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.
Материал: ёмкости - 2 штуки, ложка глубокая – 2 штуки, ягоды сушеные.
Методические рекомендации: педагог показывает, как надо набирать ягодки в глубокую ложку и переносить в другую емкость.
Усложнение: “кто быстрее перенесет ягоды”.
“ПЕРЕНЕСЁМ ГОРОХ”
Цели: развивать моторику обеих рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук). Учить действовать по подражанию. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.
Материал: ёмкости для гороха – 2 штуки, ложка глубокая.
“ПОГЛАДИМ ПЛАТОЧКИ”
Цели: развивать моторику обеих рук. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.
Материал: бумага цветная.
Методические рекомендации: педагог предлагает ребенку скомкать лист бумаги – “платочки” (стираем платочки). Нагрузка дается попеременно на каждую руку. Затем предлагает “погладить платочки”. Дети выполняют упражнение сгибательными и разгибательными движениями кистей рук.
“ПОЙМАЙ ПУЗЫРЬКИ”
Цели: развивать моторику руки. Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: таз с холодной или теплой водой, соломка для коктейля; ребенок сам дует в воду через соломку, другой ребенок ловит “пузыри”.
Методические рекомендации: упражнение проводится в тазике с водой. Взрослый через трубочку для коктейля дует в воду, появляются “пузыри”. Педагог предлагает опустить кисти рук в воду и поймать “пузыри” обеими руками поочередно, сжимая пальцы в кулак, затем стряхивать водичку энергичным движением, раскрывая ладонь над тазиком.
Усложнение: таз с холодной и горячей (теплой) водой.
“НАДУЕМ ШАРИК", “ШАРИК СДУВАЕТСЯ”
Цели: учить действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движения. Продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять одновременно двумя руками.
Методические рекомендации: ребенок соединяет пальцы обеих рук (пальцы здороваются) и при этом начинает дуть в получившееся отверстие между пальцами. Пальцы выпрямляются, как бы имитируют надутый шарик, но пальцы не разъединяются. Получается большой круглый шарик. Затем дети произносят “ссссс-сс”, и шарик сдувается (то есть пальцы, которые имитировали круглый шар; спускаем, но не разъединяем, и опять пальцы возвращаются в исходное положение.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
“ПРОКАТИ ШАРИКИ”
Цели: развивать зрительно-двигательную координацию. Закрепить хватания щепотью, развивать соотносящие действия. Развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами, находящимися в движении и меняющими свое положение в пространстве. Учить выбирать предметы, ориентируясь на два свойства: цвет, форма.
Материал: по 4 шара желтого и зеленого цвета, 2 коробочки соответствующего предметам цвета; лоток для скатывания шаров. Шары большие и шарики маленькие.
Методические рекомендации: дети сами сортируют шары по цвету и скатывают их. Педагог показывает, как брать щепотью и класть их на верхний конец желоба; показывает, как нужно ловить движущийся предмет: округлить ладонь, сделать ее лодочкой, при приближении обхватить шар, соединить левую и правую руки.
Усложнение: шары большие и маленькие; цвет шаров: зеленые -желтые, синие - красные.
“НАЙДЁМ КАЖДОМУ ШАРИКУ СВОЙ ДОМИК”
Цели: учить совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстие; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой.
Материал: доска с отверстиями, каждое отверстие закрашено определенным цветом, шарики 4-х основных цветов.
“ЗАКРОЙ КОРОБОЧКИ”
Цели: учить выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук; формировать целенаправленное внимание, учить действовать путём проб; обращать внимание на свойства предметов (форму, величину и т. д., объясняя, что соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения действий.
Материал: коробочки одинаковой формы, но разной величины, разные по цвету.
Усложнение:
закрывает коробочки, разные по форме (выбор из двух);
закрывает коробочки, разные по величине;
закрывает коробочки, разные по цвету.
“ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ БАНОЧКИ”
Цели: закреплять умение детей проталкивать плоские геометрические фигуры в специальное отверстие. Продолжать формировать тонкие действия руки, умение действовать кончиками пальцев. Совершенствовать координацию и точность движений.
Материал: баночки с прорезями:
1) для геометрических форм;
2) для разноцветных крышек;
3) для колпачков от фломастеров.
“ПОЙМАЙ ШАРИК”
Цели: закреплять умение вылавливать шарик сачком из воды. Развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами, находящимися в движении и меняющими свое положение в пространстве.
Материал: таз с водой, шарики 4-х основных цветов, сачок.
“СОСТАВЬ БУКЕТ”
Цели: развивать умение действовать в определенной системе, подбирая цветы по цвету стебелька. Развивать ориентировочную активность, умение рационально выполнять действия (схватывание, перекладывание, накладывание). Развивать моторику пальцев.
Материал: карточки на каждого ребенка с рисунком “ваза с цветами”; дидактический материал: цветы четырех основных цветов
РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОМ, КИСТОЧКОЙ: “ОГОНЬКИ НОЧЬЮ”, “ОГОНЬКИ НА ЁЛОЧКЕ”,
“ШАГАЮТ НОЖКИ”
Цели: способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору цвета (из четырех предложенных). Обучать технике нанесения мазка, способом примакивания, акцентируя момент прикладывания и отрыва указательного пальца. Воспитывать аккуратность при выполнении рисунка. Развивать координацию рук; формировать целенаправленность действий и эмоционально положительное отношение к игре, подражать действиям взрослого.
Материал: краска 4-х основных цветов, бумага: фон – зелёный, голубой, белый; кисточка, подкладная доска, салфетка бумажная (одноразовая).
“БЕЛАЯ РОМАШКА”
Цели: формировать у детей представления о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу. Учить выделять части и соединять их в целое. Продолжать развивать внимание и запоминание. Развивать мелкую моторику.
Материал: контуры лепестков белые – 30 штук, кружки желтые – 5 штук.
Методические рекомендации: рассмотреть ромашку (есть лепестки, глазок); найти похожие на лепестки ромашки (контуры лепестков) и “глазок” (желтый кружочек). Педагог показывает, как расположить ромашки на столе. Затем ребенок выполняет самостоятельно.
“РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОЛЕЧКИ”
Цели: учить соотносить отверстия колец со стержнем, развивать зрительно-двигательную координацию при действии двумя руками. Формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания.
Материал: разноцветные колечки, стержни цветные (карандаши) 4-х основных цветов.
Методические рекомендации: педагог сам показывает, как надо надеть колечки на стержень. Дети действуют по подражанию; одной рукой держат стержень, другой – берут колечки.
Усложнение: каждое колечко надевают на свой стержень (красное на красный стержень и т. д.).
“КТО СПРЯТАЛСЯ”
Цели: продолжать учить соотнесению предметов по величине, развивать тонкое зрительное восприятие. Формировать умение подбирать части предмета, совмещать их в соответствии с рисунком. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.
Материал: матрёшка, вмещающая еще две вкладывающиеся матрёшки, из которых наименьшая неразборная (на каждого ребенка)
“ВЕСЁЛЫЙ ПОЕЗД”
Цели: формировать у ребенка представление о цвете, форме, умение выполнять предметно-игровые действия. Формировать умение подбирать предметы по цвету и совмещать их в соответствии с цветом предмета; совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.
Материал: кубики полые (это “вагончики”, паровоз; куклы-голышки, завернутые в пеленки. (4 куклы, 4 кубика 4-х основных цветов).
Методические рекомендации: педагог рассматривает паровоз и вагончики. Вагончики похожи на кубик, каждый вагончик определенного цвета. Педагог предлагает найти куколку в красной пеленке и посадить в красный вагончик и так все 4 вагончика стоят за паровозиком (дети по цвету вагончика определяют, какую куколку нужно посадить в вагончик и это делают вначале по показу, затем самостоятельно).
Когда поезд будет двигаться по столу (а это дети своей рукой приводят вагончики в движение, то есть вагончики вместе с паровозиком “скользят” по столу, педагог сопровождает художественным словом:
“Паровоз, паровоз, новенький, блестящий!
Он вагоны повез, будто настоящий!
Кто едет в поезде? Ну, конечно, куколки.
Мчится вдаль паровоз, сам, без машиниста!
Вот какой паровоз к празднику купили!
Вот какой паровоз куклам подарили!”
“ЛОВИСЬ РЫБКА”
Цели: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук, координацию обеих рук, формировать целенаправленность действий и эмоциональное отношение к игре; подражать действиям взрослого.
Материал: тазик с водой, игрушки: рыбки – 4 штуки, удочки с магнитом.
“КАЖДОЙ МАШИНКЕ СВОЯ ДОРОЖКА”
Цель: фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. Формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета.
Материал: дорожки, домики, машинки 4-х основных цветов.
“ЧТО ЛЕЖИТ В ШАРИКЕ”
Цели: учить выполнять более тонкие действия по соотнесению трех разных по величине предметов (большой, поменьше, маленький). Продолжать развивать координацию рук, моторику пальцев.
Материал: яйцо или шар (диаметр 8-10 см, вмещающие два разборных предмета, меньших по величине (на каждого ребенка).
“СОБИРАЕМ ЯГОДЫ”
Цели: учить ребенка собирать “ягоды” по одной тремя пальцами правой руки, левой рукой придерживать скрепку. Развивать тонкую моторику и координацию движений.
Материал: верёвочка натянута на опору, на веревочке повесить шарики, вылепленные ребенком, на скрепки (висит “ягода” - смородина, её надо сорвать и положить в корзинку).
Усложнение: маленькие ягодки и большая ягода, большая корзинка и маленькая корзинка, большая тарелочка и маленькая тарелочка.
Предварительная работа: ребёнок сам лепит “ягоду” - шарики большие и маленькие.
“КТО СКОРЕЕ НАМОТАЕТ ШНУРОК, ЛЕНТУ НА КАРАНДАШ”
Цели: продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обращать внимание на длину, познакомить со словами “длинный”, “короткий”. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Материал: две ленты – одна длинная, а другая короткая, одинаковой ширины и одного цвета; шнурок, закрепленный одним концом на карандаше.
Усложнение: красную ленту наматываем на красный карандаш (соотнесение по цвету).
“ИГРАЕМ НА ПИАНИНО”Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Учить действовать по подражанию взрослому, продолжать вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушкам, желание сотрудничать с взрослым.
Материал: детское пианино, кукла.
Усложнение: ударять по клавишам пальцами обеих рук.
“СОБЕРИ ЦЕЛОЕ”
(составь флажок, шарик)
Цели: продолжать уточнять представления о предметах; учить выделять части и соединять их в целое. Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой). Продолжать учить различению цветов. Развивать мелкую моторику. Закреплять эмоционально положительное отношение к игре.
Материал: две предметные картинки (шар, флажок); части этих картинок (прямоугольник, круг 4-х основных цветов, палочка 4-х основных цветов, полоска бумаги прямоугольной формы 4-х основных цветов (ниточка, ленточка для шарика).
Методические рекомендации: педагог показывает предметные картинки, рассматривает части этих предметов; затем предлагает детям найти детали для каждого предмета и соединить детали (составить предмет) с помощью взрослого.
Усложнение: выбрать ниточку, ленточку такого же цвета, как круг; когда соединим, получается красивый шарик на ниточке.
“КТО В ДОМИКЕ ЖИВЁТ”
Цели: учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит результат действий, обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление. Развивать соотносящие действия, учить выполнять задания. Развивать мелкую моторику.
Материал: домик, окошки открываются, внутри вставляются карточки, на которых нарисованы животные, предметы и т. п.
Методические рекомендации: педагог показывает ребенку домик с окошечками, обращает внимание, что окошко надо открыть и там можно увидеть “кто живет в этом домике”.
Усложнение: окошечко открыли “внизу - наверху”.
“СОБЕРИ ЦВЕТОК”
Цели: формировать зрительно-двигательную координацию. Развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предмета. Формировать практические способы ориентировки (метод проб). Вызывать интерес к своим действиям. Учить ребенка захватывать мелкие предметы (лепестки) пальцами. Формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.
Материал: на листе бумаги сделан из аппликации цветок, отдельно лепестки, поднос.
Методические рекомендации: педагог сам выполняет упражнение (показ). Нужно наложить лепесток на рисунок. Брать надо двумя пальцами. Далее ребенок выполняет самостоятельно.
Усложнение:
1. берем каждый лепесток тремя пальцами “щепотью”;
2. соотнесение цвета лепестков с цветом рисунка.
“ОТКРОЙ, ЗАКРОЙ”
Цели: учить выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук; формировать целенаправленное внимание.
Материал: коробочки, баночки, разные по величине; крышки на коробочках (круглая, квадратная).
Методические рекомендации: педагог сам снимает крышки и просит детей сделать так же. Педагог сам делает показ, как закрыть коробочку, баночку и просит детей сделать так же.
Усложнение:
две коробки с крышками (квадратной и круглой); увеличиваем до трех, а в последующих годах обучения до 4-5 штук;
новые формы: овальная, прямоугольная, треугольная крышка;
используем коробочки разной величины.